Проблемы внешних условий хозяйствования отрасли

Конкурентоспособность угля в перспективе в значительной степени будет зависеть и от тарифной транспортной политики государства. В настоящее время транспортные издержки являются одними из самых значительных составляющих стоимости угля и достигают в среднем от 25 до 30%. Высокий уровень железнодорожных тарифов и при растянутых расстояниях грузопотоков ограничивают ареалы рентабельной торговли углем на внутреннем и внешних рынках. Так, например, поставки угля на расстояние свыше 1200 км при сложившемся уровне тарифов делают перевозки нерентабельными, при поставке угля на расстояние 2500 км стоимость перевозки 1 т кузнецкого энергетического угля уже равна его прейскурантной цене. При перевозке этого угля на Урал и в Европейскую часть транспортная составляющая в цене равна 45-60%. Транспортная составляющая в цене потребления ворку-тинских углей колеблется от 23 до 29%, канско-ачинских углей от 25 до 70%.

При перевозке на экспорт энергетического угля через порты Тихого океана транспортная составляющая равна 44- 49% от стоимости угля ФОБ, через порты Черного и Азовского морей - 45- 53%, а через порты Северо-Западного бассейна - 40-45%.

Принимая во внимание удаленность основных производителей угля от его потребителей в Европейской части, Уральском и Дальневосточных районах, а также от морских портов, необходимо пересмотреть основные принципы формирования тарифов на железнодорожные перевозки с учетом специфики угля как массового груза и его народнохозяйственной значимости, что будет способствовать снижению стоимости топлива у потребителей угольной продукции.

Очень сложной проблемой, которую все же необходимо решать, является действующая система налогообложения, не способствующая эффективному развитию угольной отрасли.

В настоящее время доля всех видов налогов, т. е. налоги, включаемые в себестоимость добычи угля, и налоги, выплачиваемые из прибыли, составляют в балансовой прибыли 50-60%. В результате у многих угольных предприятий остаются финансовые средства, необходимые только для минимального поддержания добычи угля на существующем уровне.

Освоение новых участков, а тем более строительство новых предприятий, осуществляется преимущественно за счет внешних источников.

В связи с этим важное значение для формирования необходимых инвестиционных ресурсов за счет собственных средств имело бы введение следующих мер налогового стимулирования:

  • восстановление действовавшей до принятия Налогового Кодекса РФ льготы по налогам на инвестиции. Отмена этой льготы, как показала практика последних лет хозяйствования, существенно увеличивает срок окупаемости капиталоемких горных проектов и уменьшает возможности их финансирования. Поэтому необходимо восстановить принцип снижения налогооблагаемой прибыли на сумму инвестиционных затрат, израсходованных за счет прибыли;
  • освобождение от выплат налога на имущество неликвидных, не имеющих потребительской ценности объектов, таких как капитальные горные выработки, отвалы вскрышных пород, хвостохранилища, карьерные автодороги и т.п.;
  • введение льготных ставок платы за землю. Действующие ставки растут постоянно и быстрыми темпами, становясь для многих предприятий угольной отрасли непосильным бременем, особенно если имеются значительные площади для складирования угля и вскрышных пород.

Особое значение имеет решение вопроса по налогу на добычу угля при освоении угольных месторождений в сложных горно-геологических условиях. В настоящее время в угольной отрасли реальные рентные отношения отсутствуют, хотя в их формировании имеется высокая потребность. Действующая единая ставка налога на добычу угля ставит угледобывающие предприятия в неравные условия. Этим налогом не учитывается, что природно-гео-логические факторы оказывают решающее влияние на выбор метода добычи угля, на экономические и финансовые показатели и эффективность производственно-хозяйственной деятельности угольных предприятий.

В перспективе доля добычи угля открытым способом с низкими производственными затратами будет возрастать. Вместе с тем наиболее ценные и дефицитные коксующие угли - основная сырьевая база металлургии и угле-химии, могут разрабатываться преимущественно подземным способом. При этом издержки при подземном способе добычи вследствие большой глубины разработок и высоких затрат на обеспечение безопасных условий труда значительно более высокие по сравнению с открытым способом. А важнейшие для металлургического производства марки угля залегают в наиболее сложных горно-геологических условиях.

Перейти на страницу: 1 2 3

Другое по географии

Развитие и размещение отраслей промышленности Северо - Западного федерального округа
Огромная территория России еще в дореволюционные годы требовала изучения ее территориальных особенностей, природно – ресурсного потенциала, создания административных органов для сбора налогов и управления всеми социальн ...