О кризисном состоянии пенсионного обеспечения в Российской Федерации

Многие пенсионеры стремятся продолжить работу, так как на одну пенсию прожить трудно. По данным Пенсионного фонда Российской Федерации, на 1 января 1999 года численность работающих пенсионеров составила 7173857 человек, на 625656 человек меньше, чем на 1 апреля 1998 года.

Нельзя отрицать и того, что люди пенсионного возраста весьма существенно пополнили сферу так называемой теневой экономики или неформальной занятости. Они не зарегистрированы, не платят налогов, часть из них получает приличные доходы. Наиболее приспособленной к такой ситуации, по данным Института микроэкономических исследований Минэкономики России, оказалась на первый взгляд наименее конкурентоспособная часть населения пожилого возраста: имеющие низкий уровень образования и, как правило, малоквалифицированные.

Опросы, проведенные в 1998 г. в десяти городах России, показали, что пенсионеры очень хотят участвовать в общественном производстве и работать. Так, среди людей первой пенсионной группы (мужчины 60-64 года и женщины - 55-59 лет) работают соответственно 46 и 35%. Даже в следующем пенсионном пятилетии среди мужчин участвуют в труде около 11%, а среди женщин - около 14%. Довольно широко представлены среди занятых и люди, которым за 70. Поэтому необходимо законодательно защитить трудовые права людей пенсионного возраста, что весьма важно для их социализации, поддержания здоровья и активного долголетия. Поддерживая меры, предусматривающие продолжение участия пенсионеров в труде, нужно ввести такие поправки в Трудовой кодекс и другие нормативные акты, которые бы позволяли шире применять для них гибкие режимы труда.

В последние годы происходит деформация основного принципа пенсионного обеспечения - зависимости размера пенсии от трудового вклада. В настоящее время дифференциация максимальной и минимальной пенсий составляет 1,5:1 вместо 3:1, как это предусмотрено действующим законодательством. Существование этой негативной тенденции связано с наличием в действующем Законе Российской Федерации “О государственных пенсиях в Российской Федерации” фиксированного максимального размера пенсии, который искусственно ограничивает величину пенсии.

1.2 Снижение жизнеспособности пенсионной системы России

Кризис пенсионной системы Российской Федерации стал отчетливо проявляться в последние 3-5 лет. Это в первую очередь связано с кризисными явлениями в экономике России. Устойчивый дефицит бюджета Пенсионного фонда России образуется, в основном, вследствие следующих причин.

Во-первых, рост просроченной задолженности предприятий и организаций по страховым взносам (в Приложениях приводятся данные о динамике поступления доходов в Пенсионный фонд Российской Федерации в 1997-1999 годах, проценте сбора страховых взносов и просроченной задолженности по уплате страховых взносов). К основным факторам увеличения просроченной задолженности предприятий и организаций перед Пенсионным фондом можно отнести:

- рост задолженности предприятий и организаций по выплате заработной платы своим работникам, которая в свою очередь вызвана рядом причин, в том числе недофинансированием из бюджетов всех уровней;

- тяжелое финансовое положение предприятий в связи с отсутствием заказов или трудностями со сбытом;

- уклонение предприятий и организаций от уплаты страховых взносов путем выплаты вознаграждения работникам косвенными путями (через дочерние или вышестоящие организации, банковские депозиты, страхование сотрудников, выплату вознаграждения, минуя расчетный счет, из выручки или натурой, путем использования множества счетов и т.д.).

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Другое по географии

Трудовые ресурсы Томской области
Свою работу я решила посвятить изучению именно этой темы, потому что я томичка и меня интересует, прежде всего, мой город и наша область. Томскую область можно рассматривать как мини модель Российской Федерации. А это з ...