О кризисном состоянии пенсионного обеспечения в Российской Федерации

Устойчиво функционирующая пенсионная система - залог социальной стабильности в обществе и, наоборот, неудовлетворительно работающая пенсионная система порождает опасную социальную напряженность.

Состояние системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации является кризисным.

Соотношение между населением трудоспособного и пенсионного возрастов, от которого зависит финансовая устойчивость пенсионной системы в нашей стране, является менее благоприятным, чем в подавляющем большинством развитых стран (за исключением Франции и Италии). Это происходит несмотря на то, что Россия в настоящее время существенно отстает от развитых стран по средней продолжительности жизни.

В 1996 году в России соотношение численности занятого населения и пенсионеров по старости составляло 1,99 против 2,21 в 1992 году. Для сравнения, этот показатель составил, по данным Пенсионного фонда Российской Федерации, в Швеции - 2,8; Великобритании - 3,1; США - 4,0; Канаде - 4,6.

Столь низкое соотношение между лицами трудоспособного возраста и пенсионерами вызвано не только демографическими факторами и уровнем занятости в экономике, но и широким распространением в России практики досрочного выхода на пенсию, по существу снижающим фактический возраст выхода на пенсию по сравнению с общеустановленным на 1,5-2 года. До 25% общей численности пенсионеров получили пенсию досрочно. В частности, в целях привлечения работников на должности, связанные с неблагоприятными условиями труда, а также в районы Крайнего Севера, принят целый ряд нормативных правовых актов, предусматривающих снижение общеустановленного пенсионного возраста на 5, 10 или даже 15 лет. Также существенную роль играет более низкий в России возраст выхода на пенсию по сравнению с некоторыми другими странами. За границей этот показатель в основном равен 65 годам для мужчин и для женщин.1

Значительные преимущества установлены для назначения пенсии за выслугу лет. Такие пенсии нередко назначаются трудоспособным лицам в возрасте около 45 лет (педагогическим работникам, работникам учреждений здравоохранения, творческим работникам театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов и т.д.), причем многие из них продолжают трудовую деятельность, получая и пенсию, и зарплату.

Наличие многочисленных льгот по возрасту ставит в неравные условия трудящихся и создает ситуацию, когда лица, меньше платившие взносы, получают более высокий размер пенсии.

Нагрузка пенсионной системы на экономически активную часть населения с каждым годом возрастает. Уровень пенсионного обеспечения падает, число пенсионеров растет, число же занятых в различных сферах налогоплательщиков, наоборот, снижается.

На 1 января 1999 года численность постоянного населения Российской Федерации составила по предварительной оценке 146,3 млн.человек, уменьшившись за год на 401 тыс.человек, или на 0,3% (в 1997 г. - на 397,8 тыс.человек, что также составило 0,3%). Снижение численности населения объясняется превышением смертности над рождаемостью и незначительным миграционным приростом.

В сложившейся демографической ситуации наблюдается дальнейшее увеличение доли пенсионеров в общей численности постоянного населения России: - 26,3% по состоянию на 1.01.99 (25,8% - на 1.01.97, 26,1% - на 1.01.98).

Сохраняется тенденция роста общей численности пенсионеров. За 1998 год численность пенсионеров увеличилась на 230,6 тыс.человек или на 0,6% и составила 38516,8 тыс.человек.

Вместе с тем число занятых в экономике сократилось более чем на 10,6 млн. человек (с 75,6 млн. в 1990 году до 65 млн. человек в 1997 году) и продолжает сокращаться в связи с ростом безработицы после финансового кризиса во II половине 1998 года.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Другое по географии

Рекреационные ресурсы России
Рекреация как специфическая сфера человеческой деятельности и соответствующая инфраструктура сложилась исторически недавно вместе с ростом производительности общественного труда (с чем связано высвобождение части вр ...