Транспорт и сфера услуг

В чем же была суть этих перемен? Диверсификация и совершен­ствование производства, модификация товарной структуры между­народной торговли шли в направлении снижения доли добывающих отраслей и первичных отраслей обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства. В то же время резко возрастает доля произ­водства высоких технологий с большим удельным весом стоимости обработки. На основе новых технологий повышается эффективность производства, что сужает спрос на ресурсоемкую продукцию, вооб­ще резко снижается энерго-, материало- и ресурсоемкость произ­водства и ВВП в целом. Модифицируются критерии конкурентос­пособности, находящейся в сложной причинно-следственной связи с состоянием транспортной и информационной технологии. Все боль­шее значение приобретают также такие факторы, как точность, на­дежность, компактность, безопасность, доступ к информационным системам на любом отрезке транспортной сети, гибкость и ответст­венность транспортных служб, оптимизация времени доставки, ча­стота отправлений, нередко оттесняя на второй план роль издер­жек производства. Перевозки осуществляются, таким образом, по принципу точно в срок, который отражает приоритет требований клиентуры. Соотношение значимости трех элементов в цене товара франко-потребитель резко изменилось. Доля транспортной состав­ляющей (f) снизилась в среднем до 5—10%, в то же время резко возросли доля стоимости товара у производителя (С), а, следовательно, пошла вверх и страховая ставка (I), отражающая фактор надежности (безопасности) доставки. Приведенные издержки на транспортировку значительно возросли, но по сравнению со сто­имостью товара они снизились, что позволило произвести принципиальную перестройку всей транспортной системы, рассчитанной на реализацию принципа точно в срок.

Эта перестройка тесно связана с относительным, а иногда и аб­солютным сокращением спроса прежде всего на ресурсо- и энерго­емкую продукцию, что в свою очередь вызвано падением доли этой продукции в совокупном производственном и непроизводственном потреблении; уменьшением затрат энергии и материалов на едини­цу конечной продукции, благодаря повышению доли добавленной стоимости в товарах и услугах, производимых с помощью новых технологий. Эта тенденция также закрепляется быстрым ростом производства новых конструкционных материалов.

Свою роль сыграло и изменение организационной структуры про­изводства — быстрый рост доли малых и средних по размеру произ­водственных и непроизводственных предприятий, более гибких и легче приспособляющихся к постоянно усложняющемуся и увели­чивающемуся спросу рынка. Транспортная распределительно-логи­стическая система, формирование которой и обусловило эти изме­нения, проявила себя прежде всего в развитии всемирной интермо­дальной (межотраслевой) системы, т.е. доставка определенного груза двумя или несколькими видами транспорта. Возникает другой воп­рос: как при перевозке небольших партий высокоценных грузов со­хранить эффективность, конкурентоспособность, характерные ра­нее при массовых перевозках. Попытка стандартизации этой разно­родной грузовой массы и здесь стала ответом на резкое изменение ее состава. Попытка перенести принцип (господствовавший ранее) «экономии масштаба», так блестяще себя зарекомендовавший в пе­ревозках массовых грузов в 50—60-е гг., на перевозку генеральных (штучных) грузов путем стандартизации привела к укрупнению от­правок и потоков. Ввод контейнеров — стандартных транспорт­ных средств позволил реализовать на практике новые требования к транспортному процессу. Таким образом, стандартизация транспор­тных средств и оборудования по переработке контейнеров стала основой перестройки всей транспортной системы, а отсюда — и мирового хозяйства в целом.

Число контейнеров в середине 90-х гг. составило в мире 7,5 млн единиц, из них 3,4 млн — длиной 6 м, 4 млн — 12 м. Особенно большое воздействие контейнеризация оказала на транспортные уз­лы, и в первую очередь — на морские порты. Транспортная систе­ма, образовавшаяся в результате, обеспечила интеграцию произ­водственных и распределительных систем и удовлетворила спрос на эффективные интермодальные транспортные услуги. Таким об­разом, можно сказать, что интермодализм становится в настоящее время центральным элементом мировой рыночной системы.

Основные параметры мировой транспортной системы.

Из­менение транспортоемкости мирового хозяйства характеризуется известной устойчивостью за послевоенный период: и суммарный грузооборот, и общий пассажирооборот росли примерно такими же темпами (с некоторым отставанием), как и общий валовой продукт, рассчитанный в неизменных ценах. За этот период удельный миро­вой грузооборот на 1 т произведенной продукции вырос на 1/3, а душевой грузооборот и километрическая подвижность населения выросли в 3,5—4 раза.

Основные параметры мировой транспортной системы и их дина­мика представлены в таблицах 9—13.

Перейти на страницу: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Другое по географии

Общество и культура Казахстана
Религиозная жизнь. В советский период вся религиозная деятельность находилась под жестким контролем и систематически подавлялась. Однако казахи, чьи предки были обращены в ислам в 9 в., сохранили свою приверженность это ...