Транспорт и сфера услуг

Территориально-производственный комплекс (ТПК)

— на­учное понятие, введенное Н.Н.Колосовским для анализа и планиро­вания развития производства на ограниченной территории — в виде группы крупных предприятий, тесно связанных между собой гори­зонтальными (по совместному использованию местных трудовых ре­сурсов, производственной и социальной инфраструктуры) и верти­кальными (технологическими) связями.

Территориальное (географическое) разделение труда —

один из видов общественного разделения труда. Объективный не­обратимый процесс производственной специализации районов и стран, обмена специализированной продукцией, обусловленный эко­номическими, социальными, природными, национальными и исто­рическими особенностями и географическим положением террито­рии. В условиях рынка является определяющим фактором размеще­ния производительных сил.

«Точно в срок»

— современный принцип доставки грузов, пре­дусматривающий высокое качество предоставляемых транспортных услуг: время доставки, частота отправления, партионность, надеж­ность соблюдения графика доставки, сохранность груза, стоимость перевозки, мониторинг со стороны собственника груза, обеспече­ние информацией о прохождении груза.

Травопольная система

— система земледелия, при которой после возделывания в течение немногих лет обычных полевых культур паш­ня в целях восстановления плодородия и механической структуры почвы на более продолжительный срок отводится под травы или клевер.

Транснациональные корпорации (ТНК) —

современное на­звание компаний, ведущих свою производственную, научно-иссле­довательскую и маркетинговую деятельность в границах двух и бо­лее суверенных государств. Практически все крупные компании мира во всех видах деятельности превратились в ТНК.

Транспортная подвижность населения

— показатель мобиль­ности, зависит от экономических и социальных факторов жизни, а также от уровня развития транспортной системы (в частности, от уровня автомобилизации). Измеряется душевыми показателями числа поездок, затрачиваемого на передвижение времени, транспортной работы (пассажирооборота).

Третичный сектор экономики

— сфера хозяйствования, ко­торую в обобщенном виде можно охарактеризовать как «услуги». Охватывает торговлю, транспорт, управленческую деятельность, ра­боту обслуживающего персонала, частные услуги. Особое значение приобретают производственные услуги в условиях постиндустри­ального общества.

Трехпольная система земледелия

— система земледелия, ши­роко распространенная в прошлом в Европе, при которой пахотная земля делилась на три части. Каждое из полей год находилось под паром, в то время как два других засевались зерновыми культура­ми. Трехполье исчезло после того, как обнаружилось, что клевер обогащает почву и пар совсем не обязателен.

«Утечка умов»

— эмиграция из страны ученых, высококвали­фицированных специалистов и рабочих.

Фидерные линии

— подводящие и разводящие транспортные пути, обеспечивающие внутрирайонные связи, а также эффектив­ность функционирования транспортных магистралей и узлов.

Фрахтовый рынок

— рынок продукции судоходства. Междуна­родный характер торгового мореплавания и углубление международного географического разделения труда привели к объединению изолиро­ванных местных фрахтовых рынков в мировой.

Хинтерланд

— зона тяготения. Ее величина и конфигурация определяются уровнем развитости и эффективности транспортной системы.

Цена СИФ

(

CIF

)

— цена товара у потребителя, включающая произ­водственные затраты (С), страховку (I) и транспортные затраты (F).

Центральное место

— поселение любого ранга, в котором раз­мещаются предприятия сферы услуг, обслуживающие данное и другие поселения в системе центральных мест. Понятия введено создателем теории центральных мест В.Кристаллером.

Чартер —

договор на аренду транспортного средства (судна, самолета) на определенный рейс или срок.

Чересполосица

— разбросанность полей, входящих в одно зем­левладение, которое состоит более чем из одного участка-парцел­лы. Чересполосица может быть рудиментом старой системы неого­роженных угодий, следствием раздела земельной собственности меж­ду несколькими наследниками, а также результатом проведенных на части территории мелиоративных работ и покупки дополнитель­ных земельных участков, не примыкающих непосредственно к ферме нового их собственника. Мероприятия по консолидации землевла­дений с целью преодолеть экономическую неэффективность черес­полосицы обычно поощряются или направляются правительствен­ными органами. Чересполосица часто ведет к развитию компакт­ных, или нуклеарных, поселений, тогда как ее преодоление способствует хуторскому, или дисперсному расселению, при кото­ром подворье размещается в центральной части землевладения.

Перейти на страницу: 51 52 53 54 55 56 57

Другое по географии

Экономико-географическая характеристика Уральского района
...