Транспорт и сфера услуг

Земельная рента

— сумма, периодически выплачиваемая арен­датором собственнику земли за право пользования последней. Ког­да размер рентных платежей определяется на свободном рынке, например, если арендатор приобретает свои права на торгах, они обычно варьируют в зависимости от качества земли, площади хо­зяйства и местоположения. Рентные платежи могут колебаться из-за специфических деталей заключаемых соглашений, но в целом ренту следует рассматривать как обобщенный показатель ценности земли.

Зона свободного предпринимательства (ЗСП)

— часть го­сударственной территории, на которой осуществляется совместное предпринимательство ряда стран, вводятся особые льготные режи­мы — таможенный, арендный, налоговый, визовый и трудовой, со­здающие привлекательные условия для инвестирования иностран­ного капитала. ЗСП функционируют в различных модификациях — свободные зоны беспошлинной торговли, свободные промышлен­ные зоны, зоны экспортного производства, свободные экономиче­ские зоны, открытые порты и города и др.

Интенсивное сельское хозяйство

— охватывает системы аг-ропроизводства, которые характеризуются крупными затратами ка­питала и (или) труда. Последние должны компенсироваться боль­шим валовым доходом и значительным чистым доходом в расчете на единицу площади. Главным свидетельством интенсивного веде­ния производства служит размер переменного капитала (расходы на рабочую силу, удобрения, технику и т.д.) по отношению к имею­щемуся земельному фонду. Интенсивное агропроизводство имеет тенденцию концентрироваться на высокопродуктивных землях, близлежащих по отношению к центрам потребления и сбыта.

Интермодальные перевозки

— взаимодействие нескольких видов транспорта в смешанных бесперегрузочных сообщениях с целью обеспечения высокого качества перевозок. Стали осуществ­ляться с 60-х гг. с развитием и внедрением контейнерной системы, судов горизонтальной погрузки—выгрузки (ро-ро), судов смешан­ного плавания типа «река—море».

Интернационализация производства

— процесс междуна­родного кооперирования, основанный, в частности, на превраще­нии транспорта в логистическую систему, соответствующую прин­ципу «точно в срок».

Информационное поле

— определенный ареал в географиче­ском пространстве (территории), в границах которого происходит взаимодействие между источником и получателем информации. По­нятие введено в географию Т.Хагерстрандом при моделировании процесса пространственной диффузии нововведений.

Инфраструктура

— совокупность отраслей, обеспечивающих бесперебойное функционирование народного хозяйства и жизнеде­ятельность населения, но не создающих материальную продукцию.

Контейнерная транспортная система —

вид бесперегрузоч­ных, интермодальных сообщений. Перевозка в контейнерах позво­ляет механизировать и тем самым ускорить погрузо-разгрузочные работы, снизить себестоимость перевозок, резко повысить производи­тельность труда, обеспечить сохранность грузов, исключить перегруз­ки, ускорить оборачиваемость материальных ресурсов. Позволяет использовать каждый из видов транспорта в оптимальной для него сфере функционирования. Недостатки: высокая капитало- и землеёмкость, потребность в специализированных транспортных средствах, возникновение проблемы загрузки в порожнем направлении.

Концепция Босеруп.

Предложена в 60-х гг. датской исследо­вательницей Эстер Босеруп, которая исходит из тезиса, что во вза­имосвязи между ростом населения и развитием сельского хозяйст­ва независимой переменной выступает демографический фактор. Подобная позиция противоположна базирующимся на теории Маль­туса утверждениям, что только технический прогресс в сельском хозяйстве создает условия для увеличения численности населения, за счет преодоления того порога, который образовывался прежним объемом агропроизводства.

Босеруп опирается на посылку, что при низкой плотности насе­ления лишь небольшая часть земель обрабатывается, а период их отдыха продолжителен. По мере демографического роста сроки залежи сокращаются, что вызывает необходимость умножения вло­жений труда и материальных затрат для компенсации неизбежного снижения природного плодородия почвы и урожаев. Таким обра­зом, демографический фактор вызывает изменения в сельском хо­зяйстве, стимулируя интенсификацию производства и его техниче­ский прогресс. Рассматриваемая концепция приложима прежде всего к обществам, основывающимся на потребительской экономике, при­чем на практике трудно определить, что выступает первопричиной сдвигов: увеличение ли численности населения или изменения в сельском хозяйстве. Однако несомненно, что интенсификация агропроизводства не является единственной реакцией на демографиче­ский рост, поскольку тем же целям отвечает колонизация новых территорий и интродукция более урожайных культур.

Кочевое животноводство

Перейти на страницу: 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56

Другое по географии

Развитие и размещение ведущих отраслей промышленности Центрального федерального округа
Развитие и становление рыночных отношений, и проведение радикальных экономических реформ привели к возрастанию роли Центрального федерального округа в экономике страны. Центральный федеральный округ ...