Транспорт и сфера услуг
Таблица 36
Соотношение темпов прироста ВВП и энергопотребления за 1983—1992 годы (%)
Группы стран |
Прирост ВВП |
Прирост энергопотребления |
Индустриально развитые страны Запада |
29 |
19 |
Развивающиеся страны |
60 |
55 |
Бывшие социалистические страны |
—9,2 |
—1,2 |
Многие ученые считают, что «демонстрационный эффект» западных стран на этот раз не сработает и страны третьего мира направят (вернее, будут вынуждены направить) свое развитие по альтернативному пути. При этом ссылаются не только на огромные и все возрастающие различия в социально-экономической сфере, но и в традициях, религии, образе жизни, системе ценностей (еще Р.Киплинг писал «Запад есть Запад — Восток есть Восток, и им не сойтись никогда»). Отсюда возникает предположение, что развивающиеся страны, не достигнув успеха на так называемом имитационном пути развития, в конце концов откажутся от него и выберут альтернативный, традиционный путь и замкнутся в своем блоке.
И действительно, разрыв между блоками стран «Север» и «Юг» огромен. По основным душевым показателям уровня жизни (потребление ценных видов продовольствия, в том числе животных белков, показатели автомобилизации, телефонизации, транспортной подвижности населения, оснащенность бытовой техникой и др.) различия между западными и развивающимися странами достигают 10—15 и даже 100 раз.
И все же опыт изучения особенностей развития всех трех групп стран показывает, что альтернативных путей социально-экономического развития для отдельных частей человечества не существует (как впрочем, нет и полностью имитационного пути). В мире абсолютно преобладает тенденция к наращиванию определенного и все увеличивающегося в своем разнообразии набора материальных и духовных благ, к формированию определенного образа жизни при сохранении всех национальных особенностей и стереотипа поведения, свойственного подавляющей части населения, человеческой цивилизации. Можно считать, что это движение человечество по пути индустриального развития, хотя этому развитию свойственны неравномерность, огромные различия в исходном уровне, в объемах личного и производственного потребления, в отраслевых и территориальных структурах.
Таблица 37
Душевое потребление продуктов питания и промышленных товаров в индустриально развитых и развивающихся странах, 1992—1993 гг.
Показатели |
Единицы измерения |
Индустриальные страны |
Развивающиеся страны | |
Потребление продуктов питания Калорийность |
тыс. ккал/сутки |
3,4 |
2,4 | |
Белки животного происхождения |
г/сутки |
59,4 |
13,2 | |
Жиры животного происхождения |
ч/сутки |
79,0 |
17,0 | |
Зерно |
кг/год |
717 |
247 | |
Молоко |
кг/год |
320 |
39 | |
Мясо |
кг/год |
61 |
11 | |
Потребление промышленных товаров Химические удобрения |
кг/год |
70 |
15 | |
Цемент |
кг/год |
450 |
130 | |
Ткани |
м2 /год |
15,7 |
5,8 | |
Бумага |
кг/год |
148 |
11 | |
Пиломатериалы |
м3 /год |
213 |
19 | |
Автомобили |
легковые автомобили на 1 тыс. жителей |
350—600 |
5—12 | |
Телефоны |
аппараты на 100 жителей |
55—80 |
1—5 | |
Транспортная подвижность населения Внегородские перевозки |
тыс. пасс./км |
10—16 |
0.7—1,0 | |
Другое по географии
Развитие и размещение ведущих отраслей промышленности Центрального федерального округа
Центральный федеральный
округ занимает центральную часть Восточно-Европейской равнины. Границы его
проходят не только с федеральными округами России – Северо-Западным, Южным,
Приволжским, но и с суверенными государствам ...