Транспорт и сфера услуг

Несмотря на острые экономические разногласия между США и Японией, финансовое взаимодействие между этими странами ин­тенсивно возрастает. Но до сих пор взаимозависимость Западной Европы и США по капиталопотокам значительно выше, чем США и Японии. В последние годы общий объем прямых инвестиций США в Западной Европе в 12 раз превышал американские вложения в Япо­нию, а прямые вложения Западной Европы в США в 7 раз превос­ходили японские инвестиции в этой стране.

В блоке развивающихся стран в 70—80-х гг. сложились два цен­тра экспорта капитала — это страны ОПЕК, где доходы от продажи нефти составляют 150—200 млрд долл. в год, и так называемые новые индустриальные страны, которые сравнительно недавно вы­шли на мировой рынок капиталов и в настоящее время все больше переориентируются в своих связях на западные страны.

Главными регуляторами кредитно-финансовых отношений на меж­государственном уровне являются два специализированных между­народных учреждения — Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и Мировой валютный фонд. В 1990 г. был органи­зован также Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), который взял на себя в последние годы и оказание финансово-инве­стиционной помощи странам с переходной экономикой.

Обмен услугами.

Этот вид внешнеэкономических отношений иногда называют невидимым экспортом. Ведущее место до сих пор в нем занимает деятельность морского флота, который во многих странах предоставляет услуги по перевозке грузов иностранных фрах­тователей, что представляет своего рода морской извоз. Перевозчи­ками ГИФ выступают судоходные компании многих морских де­ржав, в первую очередь, Норвегии и Греции (соответственно чет­вертое и шестое места в мире по тоннажу флота под национальным флагом). Быстро стали возрастать такие виды международных услуг, как информационно-коммуникационные, деловые услуги (кон­сультационно-управленческие). В сферу международного обмена вош­ли инженерно-консультационные услуги, образующие как бы кана­лы доведения результатов научных исследований и опытно-конст­рукторских разработок (НИОКР) до стадии серийного производст­ва. Этот процесс связан с тем, что в силу объективных причин у ведущих стран Запада объем финансирования и масштабы НИОКР быстро возрастают — доля затрат на НИОКР в ВВП достигла в Японии 2,9%, в США 2,6, в Германии 2,5, во Франции 2,3, в Вели­кобритании 2,0, в Италии 1,3%. По мере возрастания объема НИОКР, связанного также с обострением межфирменной конку­рентной борьбы, инженерно-консультационные услуги преодолева­ют государственные границы, становятся объектом международной торговли.

Основная торговля услугами происходит на рынках развитых стран. Примерно 1/5 экспорта дают развивающиеся страны — стра­ны новой индустриализации, Индия, Мексика. Многим из стран, экспортирующих услуги, эта деятельность дает значительные ва­лютные поступления, позволяющие сократить дефицит внешнетор­гового баланса.

Для ускорения заключения финансовых сделок уже создано око­ло 20 компьютерных центров в Нью-Йорке, Торонто, Лондоне, Пари­же, Франкфурте, Амстердаме, Цюрихе, Токио, Сингапуре, Сянгане и др., являющихся как правило мировыми финансовыми центрами.

Около 25% объема «невидимого» экспорта приходится на транс­портные услуги, 20% — на международный туризм. Остальные 55% распределяются между страхованием, коммуникативными услуга­ми, обработкой и передачей информации, рекламой, техническими и инженерно-проектными услугами, кинопрокатом, консультацион­ными услугами.

Вопросы

1. В чем смысл процесса международного географического разделения труда и почему он лежит в основе развития внешнеэкономических связей?

2. Объясните понятие «автаркия».

3. Какова структура внешнеэкономических связей?

4. Что лежит в основе современного этапа специализации?

5. Каковы основные виды внешнеэкономических связей?

6. Как можно охарактеризовать современную географию внешнеэкономи­ческих связей?

7. Как воздействует экономическая интеграция на географию товаропотоков?

8. Как можно оценить уровень открытости национальной экономики?

9. Чем объясняются значительные пострановые различия в показателе экспортной квоты?

10. От чего зависят различия в уровне экспортности отдельных товаров на мировом рынке?

11. Что такое «не видимый экспорт»? Каких стран и каких «товаров» он касается?

12. Назовите главные направления государственного регулирования внеш­ней торговли. В чем их смысл?

13. Какова роль внешней торговли в развитии экономики стран НИС?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА И МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО

Эколого-экономическая типология стран мира.

Мировое хо­зяйство как материальная основа жизни человечества оказывает главное воздействие и создает основную нагрузку на глобальную экологическую систему. Ныне мировое хозяйство объединяет чрез­вычайно широкий диапазон видов деятельности: от НИОКР наиболее развитых стран до потребительских хозяйств в деревнях наименее развитых стран, от микроэлектроники и биотехнологии до охоты и собирательства, от крупнейших цензовых отраслей до разнообраз­ных занятий и производств «неформального сектора» и черного рынка. Преодоление негативных воздействий всех этих видов дея­тельности на среду обитания требует взаимодействия набора раз­личных средств: прямых затрат на очистку хозяйственных отходов, смены технологий и территориально-отраслевой организации про­изводств, комбинирования и комплексирования для утилизации от­ходов и, что особенно важно и актуально, использования так назы­ваемых вторичных ресурсов.

Перейти на страницу: 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46

Другое по географии

Демографическая политика России
Демографическая ситуация, или иначе — состояние воспроизводства населения, наконец-то начинает привлекать к себе внимание правительства страны. Однако до надлежащего осознания нашим обществом всей серьезности и уже почт ...