Транспорт и сфера услуг

Что касается развивающихся стран, у большинства которых ем­кость внутреннего рынка относительно невелика, то специализация экспорта на небольшом числе товаров ставит хозяйство в сильную зависимость от колебаний цен на мировом рынке, формирует монокультурную специализацию.

Место России в мировой торговле явно не соответствует ее роли в мирохозяйственной системе (всего 2%), а структура экспорта— импорта схожа с развивающимися странами; в экспорте почти 4/5 объема приходится на топливо, сырье и полуфабрикаты, тогда как в импорте преобладают готовые изделия и сельскохозяйственные то­вары. Среди экспортируемых готовых изделий важное место зани­мают вооружение и военная техника — основная статья экспорта продукции машиностроения. На нее приходится более 1/5 мирово­го экспорта оружия и до 7% суммарного экспорта России, тогда как в США — всего 2%, а в странах Западной Европы менее 1%. Важнейшими условиями необходимого изменения структуры внеш­неторгового оборота России являются повышение конкурентоспо­собности продукции экспортных отраслей и рационализация и пе­рестройка импорта.

Трансграничное перемещение людей.

Основные потоки составляет иностранная рабочая сила: сюда входят и работники физического труда и все более увеличивающийся поток ученых. Современные трудовые миграции достигли в сумме уже 100 млн человек, а общий поток валюты, заработанный мигрантами и идущий в обратном направлении в страны, откуда эмигранты выехали, превышает 400 млрд долл. ежегодно. Так называемые гастарбайтеры и их семьи активно осваивают хозяйственное про­странство Германии — их число (в основном жители Турции и бывшей Югославии) превысило уже 7 млн человек, т.е. прибли­жается уже к 8—10% численности населения страны. Пробле­ма утечки мозгов, т.е. эмиграция научной и творческой интелли­генции стояла очень остро в Китае, в развивающихся странах, сейчас она коснулась России.

Для постиндустриального этапа развития мирового хозяйства ха­рактерно быстрое нарастание международного туризма — другого важного вида трансграничного перемещения людей. Туризм в современном понимании превратился в целый комплекс отраслей, ох­ватывающих транспорт, гостиничное хозяйство, индустрию развлечений, спорт, рекламное дело, общественное питание. За 1970—1991 гг. число международных туристов в мире возросло с 160 млн до 525 млн человек, т.е. более чем в 3 раза, в то же время доходы от туризма увеличились с 20 млрд до 500 млрд долл., т.е. в 25 раз. Это говорит о том, что время пребывания туристов за рубе­жом значительно возросло, стали осваиваться и более дорогие и более удаленные туристические рынки. Уже почти 2/3 всех меж­дународных поездок совершается с целью туризма. Большая часть поездок — между промышленно развитыми странами.

Таблица 30

Географическое распределение международного туризма в 1995 г. (%)

Регионы

Прибытие туристов

Доходы от туризма

Западная Европа

64

51

Америка

18

27

Азиатско-Тихоокеанский регион

13

18

Африка

3

2

Южная Азия

1

1

Ближний и Средний Восток

1

1

И на перспективу, по прогнозам, прирост международных тури­стских поездок составит около 4%, тогда как доходов от них — 9% в год. Оборот международного туризма в 1992 г. достиг 6% мирово­го валового продукта, его основные фонды оцениваются в 3,8 трлн долл., годовые капиталовложения — 438 млрд долл., число занятых в ней превысило 130 млн человек. Таким образом, международный туризм, наряду с автомобильной промышленностью, стал ведущим сектором мировой экономики.

Необходимо отметить тесную связь развития туризма со сдви­гами в транспортной системе. В 60-х гг. начало массового даль­него международного туризма было четко приурочено к широ­кому вводу в гражданскую авиацию самолетов с турбореактив­ными двигателями, которые и создали триггерный эффект, т.е. реакцию уже на накопившиеся в мировом сообществе потребно­сти «к перемене мест».

Таблица 31

Распределение международных туристических поездок по видам транспорта (%)

Виды транспорта

1980 г.

1995 г.

Воздушный

30

45

Автомобильный

50

43

Морской

12

7

Железнодорожный

8

5

Всего

100

100

Перейти на страницу: 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44

Другое по географии

Эволюция теории и практики маркетинга как формы управленческого предпринимательства
«Цель маркетинга – сделать усилия по сбыту ненужными. Его цель – так хорошо познать и понять клиента, что товар или услуга будут точно подходить последнему и продавать сами себя». Питер Друкер Маркетинг – это на ...