Транспорт и сфера услуг

В заключении следует подчеркнуть, что опережающее развитие третичного сектора, и особенно сферы производственных услуг, явля­ется неизбежным условием и предпосылкой цивилизационного пере­хода экономики к рыночному, постиндустриальному этапу развития.

Вопросы

1. Почему сферу услуг называют третичным сектором экономики?

2. Какие отрасли входят в сферу услуг?

3. Каковы экономико-географические особенности формирования третич­ной сферы?

4. Чем вызвано опережающее развитие сферы услуг?

5. Какие из отраслей третичной сферы наиболее динамичны и почему?

6. Почему опережающее развитие сферы услуг считается наиболее ярким проявлением постиндустриального этапа развития?

7. Чем отличается сфера услуг от производственной сферы?

8. Какова доля третичной сферы в ВВП по общей занятости?

9. В чем специфика внешней торговли услугами?

10. Что такое технополисы, научные парки, как они функционируют и каковы принципы их размещения?

Международная торговля

Международное географическое разделение труда базируется на стремлении человечества ко все большей эффективности ведения хозяйства, а в последнем десятилетии и к обеспечению все больше­го многообразия предлагаемых на мировом рынке продуктов и това­ров, что пришло на смену массовости (серийности) производства. Таким образом, и в международном обмене принцип экономики мас­штаба (economy of scale) начал вытесняться другим принципом — экономики многообразия (economy of scopo).

Этот принцип привел к полному отказу, даже в теории, от воз­можности того, что каждая национальная экономика в состоянии покрыть все разнообразие спроса. Более того, в условиях постинду­стриального общества идет углубление специализации производст­ва, всегда лежавшее в основе углубления и диверсификации меж­дународного географического разделения труда, которое на совре­менном этапе становится все более детальным и более «адресным». Происходит не только специализация на производстве готовых про­дуктов, но и на деталях, полуфабрикатах, отдельных стадиях и эле­ментах производства той или иной продукции. В основе специали­зации теперь не столько количественные (сделать больше и по бо­лее низкой цене), сколько качественные критерии (наукоемкость, надежность, «чистота» и т.д.).

Именно поэтому на взаимную торговлю между промышленно раз­витыми странами Запада приходится уже почти 60% оборота миро­вой торговли. Наиболее зрелая экономическая интеграционная груп­пировка сформировалась именно в Западной Европе, тогда как проч­ность взаимодействия между развивающимися странами очень не­велика и подвержена воздействию политических и конъюнктурных экономических колебаний.

Современный этап развития внешнеэкономических связей ха­рактеризуется их многовидностью.

Товарные потоки, или товарообмен.

Новые тенденции эко­номического взаимодействия государств, изменения структуры меж­дународных экономических связей проявляются особенно ярко в внешней торговле товарами, а также в масштабах и структуре меж­дународных транспортных сообщений, обеспечивающих реализацию сложившихся внешнеторговых связей. Одна из важных особенно­стей современного этапа мирового экономического развития — более высокие, чем у промышленного производства темпы роста между­народной торговли. В 1995 г. стоимость товарного экспорта соста­вила 4875 млрд долл., экспорта услуг — 1230 млрд долл.

На 25 ведущих стран приходилось 85,3% мирового экспорта и 83,8% импорта. По некоторым из них эти показатели составили: США — 15,5 и 19,9%, Германия — 11,6 и 10,7%, Японии — 11,8 и 8,6%, Франция — 6,» и 6,3%, Великобритания — 5,2 и 5,8%.

На быстро развивающиеся страны новой индустриализации Юго-Восточной Азии приходится уже 8,5% объема мирового экспорта, на нефтеэкспортирующие страны, объединившиеся в ОПЕК — око­ло 10%.

Несмотря на ускорившийся процесс втягивания национальных экономик в систему международной торговли, мировой товарообо­рот отличается высокой территориальной концентрацией — на пять крупнейших экспортеров приходится почти половина объема миро­вого товарооборота. В то же время происходит определенная про­странственная дисперсия товарных потоков — суммарная доля глав­ных потоков (каждый более 1% мирового внешнеторгового оборо­та) составляла в 1970 г. 29,3%, в 1980 г. — 26%, в 1995 г. — 20%. Одновременно происходят определенные изменения пропорций меж­ду потоками (табл. 23).

Интересно отметить, что среди главных товаропотоков преобла­дают связи между соседствующими странами, хотя их удельный вес в товарообороте и снижается. Среди 15 главных межстрановых взаимодействий — девять соседские, что связано с особенностями интеграционных процессов: принципиальная однотипность сложных многоотраслевых хозяйств развитых стран не только не препятст­вует грузообмену, а даже является типологическим признаком ин­теграции. Напротив, усеченная структура хозяйства многих разви­вающихся стран, опирающегося главным образом на первичные при­родные ресурсы, не создает стимулов обмена между соседями, так как соседство здесь предполагает сходство в природных условиях и обеспеченности природными ресурсами.

Перейти на страницу: 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40

Другое по географии

Сравнительная экономико-географическая характеристика России и США
В экономической географии положение территории приходится определять не только по отношению к физико-географическим данным, но и также по отношению к условиям, созданным руками человека в процессе истории. Для экономиче ...