Транспорт и сфера услуг
Кроме указанных в таблице, в число крупных рекламных центров входят Амстердам, Стокгольм, Дюссельдорф. В последнее время их начинают теснить Мадрид, Милан, Лиссабон. Из 10 мировых рекламных агентств пять находятся в США, по два в Японии и Великобритании, одно — во Франции. В своем размещении агентства по рекламе ориентируются на те центры, где есть достаточно развитые производственные мощности, развитая полиграфическая база, где большое развитие получили средства массовой информации, где сосредоточены учреждения культуры — изостудии, студии звукозаписи, музыкальные ансамбли и т.д.
Новый этап развития коммуникационных услуг постепенно заменяет (частично) транспортные услуги. Это позволяет сотрудникам фирм «уйти» из крупных городов, сохраняя при этом полный контакт со своим офисом. При этом используется оптико-волоконная система связи, позволяющая одновременно вести 100 тыс. телефонных разговоров. Получают распространение так называемые видеоконференции, которые заменяют личные контакты. В Великобритании уже оборудовано 250 специальных помещений для таких «заочных» конференций. По данным экспертов, двухчасовая заочная конференция филиалов фирмы обходится в 2—3 тыс. фунтов стерлингов вместо 15 тыс., в которые обходится обычное совещание. Отмечается особая роль бизнес-центра в Шенноне (Ирландия), где создан вспомогательный электронный офис для смешанных фирм с центрами по обе стороны Атлантики (разрыв во времени — 5 часов). Такой центр обеспечивает почти круглосуточную работу этих фирм.
Общее число «надомников», которые используют для работы телекоммуникационные сети, насчитывает в Великобритании 1,2 млн человек, в США — более 4 млн (почти 4% общего числа занятых в хозяйстве). Важную роль в обеспечении средствами связи играет внедрение сотовых телефонов. Число абонентов растет на 27% в год и достигло в мире уже 200 млн (к 2000 г. ожидается 830 млн), в том числе в Северной Америке 60 млн, в Западной Европе — 57 млн, Японии — 29 млн, Азиатско-Тихоокеанском регионе (без Японии) — 40 млн.
К производственным услугам можно отнести и финансово-кредитную сферу, которая находит свое выражение в концентрации и международном переплетении капиталов и в формировании крупных банковских центров, и сосредоточена в первую очередь в странах Западной Европы (примерно 1/3 всех активов крупного банковского капитала), в Японии (1/4) и в США (1/5) (см. таблицу 20).
Таблица 20
Крупнейшие банковские центры Западной Европы, 1995 г.
Центры |
Активы |
Доходность активов, % | |
млрд долл. |
рост к уровню 1980 г., % | ||
Париж |
2610 |
177 |
0,30 |
Франкфурт |
1963 |
225 |
0,34 |
Лондон |
1431 |
170 |
1,28 |
Мюнхен |
715 |
238 |
0,36 |
Брюссель |
633 |
226 |
0,43 |
Амстердам |
508 |
185 |
0,69 |
Милан |
421 |
141 |
0,50 |
Рим |
325 |
103 |
0,27 |
Мадрид |
299 |
149 |
0,80 |
Вена |
281 |
158 |
0,33 |
Стокгольм |
275 |
117 |
1,08 |
Берлин |
216 |
349 |
0,81 |
Лиссабон |
176 |
391 |
0,88 |
Другое по географии
Основные экологические проблемы городов мира
Экологические проблемы
городов, главным образом наиболее крупных из них, связаны с чрезмерной
концентрацией на сравнительно небольших территориях населения, транспорта и
промышленных предприятий, с образованием ан ...