Транспорт и сфера услуг
Исследователи отмечают и негативные моменты развития свободных экономических зон: это избыточность развития инфраструктуры, фрагментация производства, социальная напряженность в связи с территориальной контрастностью (неравенство в заработной плате), повышенная эксплуатация местной рабочей силы в развивающихся странах. Число свободных экономических зон всех типов в 90-х гг. превысило 900, они распространены уже в 90 странах, их доля в мировом экспорте выросла с 7,7% в 1979 г. до 20% в 1985 г. и достигла 1/3 в 90-х гг. (превысила 1 трлн долл.). Географически свободные экономические зоны получили значительное распространение в странах различных типов. Можно выделить зоны порто-франко в Генуе, Гамбурге, Гибралтаре, известные уже несколько веков, и более новые: зоны экспортных производств и приграничные индустриальные зоны — Шеннон в Ирландии, Каосюн на Тайване, Масан, Батаан на Филлипинах, инвестиционные зоны в Шри-Ланке, промышленные парки в Сингапуре, специальные экономические зоны Китая. В России преобладают производственно-экспортные и свободные таможенные зоны — Находка, Выборг, Калининград и др. (всего 15 территориальных образований).
4. Решение экологических проблем. Третичный сектор, доля которого в ВВП США составляет 65%, а в Западной Европе и в Японии 56—62%, значительно более безопасен в экологическом отношении, чем предприятия и целые отрасли в сфере материального производства.
5. Открытость экономики постиндустриальных стран, в которую третичный сектор вносит существенный вклад. Мировой экспорт услуг (см. подробнее в главе «Внешнеэкономические связи) в 1995 г. составил 1230 млрд долл., т.е. примерно 1/4 объема товарного экспорта. По странам торговля услугами менее сконцентрирована, чем товарный оборот (табл. 18).
Таблица 18
Внешняя торговля услугами в 1995 г. (млрд долл)
Страны |
Экспорт |
Импорт |
США |
178 |
125 |
Франция |
89 |
70 |
Италия |
59 |
58 |
Великобритания |
59 |
51 |
Япония |
57 |
109 |
Германия |
53 |
99 |
Нидерланды |
40 |
38 |
Бельгия—Люксембург |
36 |
34 |
Испания |
34 |
18 |
На открытость экономики постиндустриальных стран значительное воздействие оказывает «невидимый экспорт», который можно разбить на пять групп: транспортные услуги; финансовые; туризм: связь и предоставление информационных данных, профессиональные государственные и частные услуги (страхование, реклама, аудиторская и бухгалтерская деятельность, менеджмент и т.д.).
Реклама стала одним из главных видов сервисной деятельности: за 15 лет (с 1980 по 1995 гг.) затраты на рекламу выросли в 3 раза — с 65 млрд до 200 млрд долл., в том числе газетная реклама с 30 до 90 млрд, на телевидении с 20 до 60 млрд долл. Особенно активны американские рекламные фирмы на западноевропейском рынке; число их агентств за последнее десятилетие выросло с 60 до 250. Во Франции на пять крупнейших рекламных фирм приходится 60% стоимости всего оборота рекламного бизнеса. Всего в Западной Европе на три крупнейших агентства приходится более 1/3 затрат на рекламу. Международный рекламный бизнес сосредоточен в нескольких центрах (табл. 19).
Таблица 19
Международные центры рекламы в 1993 г.
Центры |
Оборот, млрд долл. |
Число агентств |
Нью-Йорк |
25,5 |
147 |
Токио |
24,1 |
38 |
Лондон |
11,0 |
65 |
Париж |
8,7 |
46 |
Чикаго |
7,1 |
52 |
Лос-Анджелес |
4,7 |
52 |
Другое по географии
Экологические последствия антропогенных изменений почв России
Почва — это особое природное
образование, обладающее рядом свойств, присущих живой и неживой природе. Почва
— это та среда, где взаимодействует большая часть элементов биосферы: вода,
воздух, живые организмы. Почву мо ...