Транспорт и сфера услуг

Исследователи отмечают и негативные моменты развития сво­бодных экономических зон: это избыточность развития инфраст­руктуры, фрагментация производства, социальная напряженность в связи с территориальной контрастностью (неравенство в заработ­ной плате), повышенная эксплуатация местной рабочей силы в раз­вивающихся странах. Число свободных экономических зон всех ти­пов в 90-х гг. превысило 900, они распространены уже в 90 странах, их доля в мировом экспорте выросла с 7,7% в 1979 г. до 20% в 1985 г. и достигла 1/3 в 90-х гг. (превысила 1 трлн долл.). Геогра­фически свободные экономические зоны получили значительное рас­пространение в странах различных типов. Можно выделить зоны порто-франко в Генуе, Гамбурге, Гибралтаре, известные уже не­сколько веков, и более новые: зоны экспортных производств и при­граничные индустриальные зоны — Шеннон в Ирландии, Каосюн на Тайване, Масан, Батаан на Филлипинах, инвестиционные зоны в Шри-Ланке, промышленные парки в Сингапуре, специальные эко­номические зоны Китая. В России преобладают производственно-экспортные и свободные таможенные зоны — Находка, Выборг, Калининград и др. (всего 15 территориальных образований).

4. Решение экологических проблем. Третичный сектор, доля ко­торого в ВВП США составляет 65%, а в Западной Европе и в Япо­нии 56—62%, значительно более безопасен в экологическом отно­шении, чем предприятия и целые отрасли в сфере материального производства.

5. Открытость экономики постиндустриальных стран, в кото­рую третичный сектор вносит существенный вклад. Мировой экс­порт услуг (см. подробнее в главе «Внешнеэкономические связи) в 1995 г. составил 1230 млрд долл., т.е. примерно 1/4 объема товар­ного экспорта. По странам торговля услугами менее сконцентриро­вана, чем товарный оборот (табл. 18).

Таблица 18

Внешняя торговля услугами в 1995 г. (млрд долл)

Страны

Экспорт

Импорт

США

178

125

Франция

89

70

Италия

59

58

Великобритания

59

51

Япония

57

109

Германия

53

99

Нидерланды

40

38

Бельгия—Люксембург

36

34

Испания

34

18

На открытость экономики постиндустриальных стран значитель­ное воздействие оказывает «невидимый экспорт», который можно разбить на пять групп: транспортные услуги; финансовые; туризм: связь и предоставление информационных данных, профессиональные государственные и частные услуги (страхование, реклама, ауди­торская и бухгалтерская деятельность, менеджмент и т.д.).

Реклама стала одним из главных видов сервисной деятельности: за 15 лет (с 1980 по 1995 гг.) затраты на рекламу выросли в 3 ра­за — с 65 млрд до 200 млрд долл., в том числе газетная реклама с 30 до 90 млрд, на телевидении с 20 до 60 млрд долл. Особенно активны американские рекламные фирмы на западноевропейском рынке; число их агентств за последнее десятилетие выросло с 60 до 250. Во Франции на пять крупнейших рекламных фирм приходится 60% стоимости всего оборота рекламного бизнеса. Всего в Запад­ной Европе на три крупнейших агентства приходится более 1/3 затрат на рекламу. Международный рекламный бизнес сосредото­чен в нескольких центрах (табл. 19).

Таблица 19

Международные центры рекламы в 1993 г.

Центры

Оборот, млрд долл.

Число агентств

Нью-Йорк

25,5

147

Токио

24,1

38

Лондон

11,0

65

Париж

8,7

46

Чикаго

7,1

52

Лос-Анджелес

4,7

52

Перейти на страницу: 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37

Другое по географии

Экономико-географическая характеристика хозяйственного комплекса США
США - ведущая мировая индустриальная держава с высокой диверсификацией производства. Страна является одним из мировых лидеров по производству большинства видов продукции. Государство характеризуется выгодным экономико-г ...