Транспорт и сфера услуг

Ярко бросаются в глаза главные особенности третичного секто­ра: опережающие темпы роста числа занятых, внутри сектора — опережающий рост производственных и распределительных услуг (банковское кредитование, консалтинговая деятельность, рекла­ма и другие виды сервисной деятельности). Проведенный анализ структуры и динамики сферы услуг выявляет четкую взаимоза­висимость этих сдвигов с изменением структуры (и прежде все­го организационной) производственных отраслей. Как уже гово­рилось, увеличение роли малых и средних предприятий обостря­ет конкуренцию, в которой они функционируют, а это в свою очередь требует вычленения особых сервисных структур. В их задачи входит обеспечение для малых предприятий адекватной ниши функционирования.

Параллельно с этой базисной функцией сервисные отрасли сво­им развитием «решают» и ряд общеэкономических и других про­блем. Среди них можно выделить пять:

1. Снижение общей материало-, ресурсо- и энергоемкости ВВП, так как по этим показателям третичный сектор примерно в 4 раза уступает отраслям материального производства.

2. Сервисные отрасли в силу своей раздробленности отличаются высокой трудоемкостью и по мере своего развития образуют весьма емкий «резервуар» для поглощения избыточной рабочей силы, вы­свобождающейся в результате повышения производительности тру­да в отраслях материального производства.

3. Территориальные проблемы развития, которые обостряются по мере снижения ресурсоемкости производства, что превращает целый ряд районов тяжелой и добывающей промышленности в кри­зисные ареалы. Это относится и к ряду портов, которые долгие десятилетия были ориентированы на переработку массовых сырье­вых грузов. Новые требования к современному транспорту, разви­тие контейнерной системы вызвали такое специфическое явление, как «бегство» портов от города. Усиливается территориальное раз­межевание функций между городом и портом. Развитие многофунк­ционального третичного сектора позволило перепрофилировать и возродить к жизни депрессивные районы Центральной Англии, Ру­ра, Северо-востока США. Обширные внутренние районы портов в Генуе, Марселе, Сан-Франциско, превратившиеся в свое время в трущобы, сейчас интенсивно перестраиваются и используются уже в рекреационных и коммерческих целях. Наиболее известен про­цесс коренной перестройки района старых лондонских доков, превратившегося в средоточие крупных деловых банковских, страхо­вых и коммерческих центров, соединенных подвесной автоматиче­ской железной дорогой, имеющей выход на сеть метрополитена.

Другой яркой территориальной формой проявления третичного сек­тора являются технополисы, или в более общей форме — технопарки (города науки). Ориентированы эти территориальные образования на крупные научные центры — университеты, лаборатории. В то же вре­мя используется фактор территории и высокой транспортной и ин­формационной доступности. В технополисах сосредоточены научные лаборатории и экспериментальные производственные структуры, за­нятые инновационными опытно-конструкторскими разработками. Ком­фортные условия жизни и высокая техническая оснащенность научных лабораторий привлекают в технополисы крупные научные силы. Про­дукция, выпускаемая в технополисах, отличается высокой инновационностью и наукоемкостью. Наибольшее развитие научные парки по­лучили в США (Силиконовая долина), где их уже больше 150, и в странах Западной Европы. Сеть технополисов Японии, организуемая государством, стала создаваться в 1983 г. и состоит сейчас из 26 научно-производственных территориальных образований. Считается, что технополисы обладают мощным синергическим эффектом и воз­действуют на окружающую территорию. В России города науки со­зданы вокруг Москвы (Обнинск, Дубна, Черноголовка, Пущине), под Новосибирском (Академгородок).

Другим все более распространенным территориальным образо­ванием, обладающим большими инновационными импульсами, яв­ляются так называемые свободные экономические зоны, организуе­мые с целью развития передовых отраслей, привлечения иностран­ных инвестиций, внедрения и привлечения передовой технологии, создания новых рабочих мест, развития и перепрофилирования проблемных районов. По своей специализации и целевой на­правленности свободные экономические зоны бывают промышленно-экспортного направления, коммерческого, финансового, управлен­ческого, страхового видов деятельности, могут функционально смыкаться с рассмотренными выше технопарками, развивая науч­но-техническое направление. Условия, определяющие успешное развитие и функционирование свободных экономических зон, сле­дующие: тесная связь с мировым рынком, высокая транспортная доступность (морской, воздушный транспорт, контейнерная систе­ма), административное размежевание с окружающей территорией, освобождение ввоза и вывоза от таможенных пошлин, общие налоговые льготы, наличие свободной территории и ее инфраструктур­ное обустройство, наличие относительно дешевой и весьма квали­фицированной рабочей силы, в целом благоприятный инвестицион­ный климат.

Перейти на страницу: 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36

Другое по географии

Распределение метеовеличин и коэффициента преломления воздуха в нижнем слое атмосферы летом
Влияние метеорологических условий на распространение радиоволн различных диапазонов было установлено еще на заре современной радиофизики, однако теоретическая сложность и экспериментальные трудности изучения этого влиян ...