Транспорт и сфера услуг
В конце 80-х гг. в СССР выпускалось в год промышленной продукции 2 млрд т приблизительно на сумму 200 млрд долл. (стоимость продукции японской автомобильной промышленности), т.е. в среднем стоимость 1 т продукции составляла всего 100 долл. Эта удешевленность производства свидетельствует об утяжеленности всего хозяйства, что создает огромные проблемы и производственные, и транспортные, и экологические, не позволяет решать задачу переструктурирования промышленности. Однако, как показал опыт западных стран, между изменением потребностей (спроса) и сдвигами структуры производства стоит как бы социальный субъект этих социальных потребностей — само общество, которое тоже неизбежно должно измениться в сторону создания социальных гарантий, выработки определенной социальной психологии.
Последняя включает:
1) мотивацию к труду, что определяется материальной заинтересованностью и свободой выбора приложения своих трудовых навыков и профессиональных знаний;
2) экологическое сознание общества;
3) социальную ориентацию:
4) интеллектуализацию (соотношение синих и белых воротничков) и гуманизацию труда, в значительной мере определяющих качество трудовых ресурсов;
5) демократизацию общества (в определенной степени выступает как реакция на тоталитарную систему стран социализма);
6) демилитаризацию экономики (конверсия военной промышленности в нашей стране так и не была проведена, и расходы на ВПК превышают 10% ВВП, тогда как в США они составляют менее 6%).
Структурно постиндустриальное общество в результате этих процессов тоже неизбежно меняется: растет так называемый средний класс, обеспечивающий стабильность всего общества, его устойчивое эволюционное развитие, значительное улучшение криминогенной обстановки. Опыт показывает, что такая устойчивость в обществе наступает тогда, когда доля среднего класса превышает 50% всего населения, тогда как в России, по разным подсчетам, эта цифра колеблется от 8 до 20%.
И только в этих условиях создаются предпосылки для кардинальных изменений структуры материального производства — и отраслевой, и организационной, а постепенно — и территориальной. Одним из ярких признаков постиндустриального развития является рост значения мелкого предпринимательства, более открытого к внедрению инноваций, более гибкого по отношению к меняющемуся спросу на потребительском рынке, что отвечает, напомним, переходу к принципу «экономии многообразия» (табл. 16).
Таблица 16
Малые предприятия в экономике ряда стран в 1996 г.
Страны |
Число малых предприятий |
Доля малых предприятий в численности занятых, % |
Доля малых предприятий в ВВП,% | |
в тыс. |
на 1000 жителей | |||
Великобритания |
2630 |
46 |
49 |
53 |
Германия |
2290 |
37 |
46 |
54 |
Италия |
3920 |
68 |
73 |
60 |
Франция |
1980 |
35 |
54 |
62 |
Страны ЕС в целом |
15770 |
45 |
72 |
67 |
США |
19300 |
74 |
54 |
52 |
Япония |
6450 |
50 |
78 |
55 |
Россия |
836 |
6 |
9,6 |
11 |
Таким образом, Россия в отличие от постиндустриальных стран Запада остается страной крупного и среднего предпринимательства. Концентрация малых предприятий (6 фирм на 1 тыс. жителей) на порядок ниже аналогичного показателя в развитых странах. В 1997 г. на малых предприятиях России работало 6 млн человек, что по крайней мере в 5 раз меньше, чем можно было ожидать при прогрессивной современной структуре хозяйства. В таких странах, как Германия и Япония, продукция малых предприятий составляет 40% стоимости их экспорта.
Другое по географии
Сравнительная экономико географическая характеристика населения С
На протяжении всей истории человечества
численность населения росла очень медленно. Ускорение роста численности
наступило в период новой истории, особенно в XX в. В настоящее время годовой
прирост населения составляет о ...