Транспорт и сфера услуг

Проблема снижения энергоемкости перевозок решается по край­ней мере по трем направлениям: 1) технологическому — путем совершенствования двигателей и движетелей, снижения веса тары и транспортных средств; 2) эксплуатационному — через повыше­ния загрузки транспортных мощностей, т.е. снижение порожних, балластных пробегов, рейсов, сокращение простоев, улучшение ис­пользования грузоподъемности и вместимости, но наряду с этим — и снижение скоростей движения; 3) структурному — посредством изменения структуры перевозок по видам транспорта в сторону уве­личения роли более энергоэффективных видов — морского и тру­бопроводного. При этом однако усиливается противоречивость раз­вития, так как продолжают относительно быстро расти перевозки самых энергоемких видов транспорта — автомобильного и воздуш­ного, что связано в первую очередь со всемирным распространени­ем туризма (за последние 20 лет доля туристов в международных воздушных перевозках возросла с 30 до 75%), а также с новыми требованиями к грузовым перевозкам.

На транспорте постоянно усиливается тенденция к замене жи­вого труда овеществленным путем широкого внедрения достиже­ний НТР, т.е. повышения фондовооруженности. Но эта тенденция не реализуется автоматически — так, суда под «дешевыми» флаг­ами (их доля в мировом тоннаже за 25 лет выросла с 15 до 42%), обеспечивает в 3 раза и более низкую себестоимость перевозок, чем на остальной части флота, хотя среди них много устаревших судов, находящихся в аварийном состоянии.

Такое повышение фондовооруженности ведет, как правило, к сниже­нию текущих затрат при резком повышении капиталоемкости транс­портного процесса. Так, процесс контейнеризации обошелся мирово­му сообществу уже в несколько десятков миллиардов долларов.

В связи с этим приходится отметить ошибочность зачастую бы­тующего в научной литературе тезиса о том, что транспорт «деше­веет», роль его как фактора размещения падает. На самом деле происходит определенное перераспределение суммарных транспор­тных затрат — снижается доля текущих затрат, которые через тарифы покрываются транспортной клиентурой, при одновремен­ном возрастании доли капиталовложений, которые финансируются транспортными предприятиями, государственными и муниципаль­ными органами (в том числе и в форме субсидий).

Воздействие НТР на транспорте и сдвигов в его структуре на мирохозяйственные связи.

Это воздействие вызывает изме­нения характера и интенсивности международного разделения тру­да, которое выражается в притяжении промышленности в порты, изменении специализации приморских районов и зон, формирова­нии портово-промьпиленных комплексов, в процессах суб- и рурбани-зации и др. Современные судоходные линии меняют сложившуюся иерархию портов. Так, три кругосветные контейнерные линии, ос­нащенные судами-контейнеровозами 4-го поколения (по 4,2 тыс. ед. вместимости) ориентируются всего на несколько портов в Запад­ной Европе, что требует перестройки всей системы фидерных (под­водящих) контейнерных линий, более высокого уровня интеграции морского с другими видами транспорта.

Кроме тенденций к сокращению дальности грузовых междуна­родных перевозок (о которых говорилось выше), есть транспортные факторы, способствующие ее росту. В перевозках насыпных грузов продолжается увеличение роли крупных морских судов, которые своей экономичностью меняют географию связей. Так, в железнорудных перевозках сооружение в Бразилии глубоководного порта — Тубаран, принимающего суда до 250 тыс. т, обеспечило более деше­вые перевозки в Роттердам на расстояние 9 тыс. км, чем из Монровии (5 тыс. км) на судах 80 тыс. т и из Суганто в Испании (3,2 тыс. км) на судах 70 тыс. т.

В перевозках угля ввод крупных судов способствовал тому, что среди главных экспортеров снижается доля США, растет доля ЮАР и Австралии, наряду с продолжающимся ростом объема угольных перевозок важной тенденцией является изменение их состава — растет доля более крупных отправлений энергетических углей за счет сокращения перевозок коксующихся углей, что ведет, в свою очередь, к изменению схемы транспортных связей хинтерландов.

Ввод широкофюзеляжных самолетов, а также организационные изменения в воздушном транспорте (чартерные рейсы) способству­ют развитию международного туризма. Широкое развитие получи­ли чартерные полеты со значительной скидкой со стоимости билета при групповьис поездках и со снижением уровня комфортности (за­частую и безопасности). Это позволяет привлечь к дальним турист­ским полетам новые (с точки зрения иностранного туризма) слои населения.

И в грузовых сообщениях воздушный транспорт оказывает зна­чительное воздействие на изменение экономических связей, на сдвиги в территориальной структуре хозяйства. Опыт США показывает, что необходимым условием при этом является специализация тех­нических средств и терминалов: перевозки на специальных грузо­вых самолетах, что снижает себестоимость более чем в 2 раза по сравнению с перевозками грузов в отсеках пассажирских самоле­тов, сооружение специализированных терминалов, организация эф­фективной наземной фидерной сети. В США доля грузовых самоле­тов в воздушных перевозках за 25 лет возросла с 40 до 85%, уже функционирует 80 грузовых терминалов.

Перейти на страницу: 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21

Другое по географии

Усть-Катав
Усть-Ката́в — город в Челябинской области России. Население 25,3 тыс. чел. (2005). Город расположен на западном склоне гор Южного Урала в месте впадения реки Ката́в в реку Юрюза́нь, в 260 км от Чел ...