Транспорт и сфера услуг
Таблица 12
Распределение внутреннего междугородного грузооборота по видам транспорта в 1993 г. (%)
Регионы |
Виды транспорта | |||
Автомобильный |
Железнодорожный |
Водный (речной и каботажный) |
Трубопроводный (нефть и газ) | |
Россия |
9 |
46 |
5 |
40 |
Северная Америка |
26 |
28 |
18 |
28 |
Западная Европа |
67 |
19 |
8 |
6 |
Восточная Европа |
9 |
78 |
2 |
11 |
Япония |
40 |
9 |
51 |
— |
И, наконец, соотношение видов транспорта в грузовых перевозках определяется составом грузообразующих отраслей хозяйства, степенью территориальной концентрации производства. На промышленно развитые страны Запада и Востока приходится примерно 80% грузооборота мирового внутреннего (без морского дальнего плавания) транспорта, который делится почти поровну между этими двумя группами стран. Однако соотношение видов транспорта носит, можно сказать, принципиальные различия. В западных странах в целом на железнодорожный транспорт приходится 25%, автомобильный — 40%, а остальные 35% — на внутренний водный, морской каботаж и трубопроводный. В СНГ и в странах Восточной Европы в целом в грузообороте доминируют железные дороги — около 60% в среднем, тогда как на грузовой автомобильный транспорт приходится лишь 9%. В Северной Америке доли железнодорожного и автомобильного транспорта в грузообороте практически сравнялись, тогда как в России они составляют соответственно 46 и 9%. Огромный разрыв в себестоимости железнодорожных и автомобильных перевозок (15-кратный) объективно сдерживает развитие автомобильных перевозок в нашей стране, тогда как в США разрыв в себестоимости лишь 4-кратный. Такие различия в свою очередь объясняются рядом факторов: слабым развитием дорожной сети и низким ее качеством (доля дорог с капитальным покрытием в России менее 1/3, тогда как в США — более 60% при 6-кратной общей длине), структура грузового автомобильного парка (в России до сих пор преобладают среднетоннажные автомобили, что определяет низкую загрузку парка) и т.д. Еще более разительны различия между долей железнодорожного и автомобильного транспорта в странах Западной и Восточной Европы — соответственно 19 и 67, 78 и 9%.
В развивающихся странах на железнодорожный, автомобильный транспорт и трубопроводы приходится в среднем почти по 1/3 всего внутреннего грузооборота (в Латинской Америке доля автомобильного транспорта значительно выше — 65%, а в Азии — ниже).
Почти 90% грузооборота воздушного транспорта приходится на промышленно развитые страны. Доля этого вида транспорта в общем грузообороте России в 12 раз ниже, чем в грузообороте США, хотя абсолютно эти доли достаточно малы в обеих странах — соответственно 0,04 и 0,5%.
В России доля третичного сектора в ВВП (около 40%) на 1/4 ниже, чем в США. Ожидаемый рост значения этого сектора экономики (и в первую очередь — туризма) наталкивается на архаичность пассажирской транспортной системы.
По последним данным, около 50% взрослого населения России не выезжает на отдых во время отпуска. Отсутствие развитой дорожной сети, низкий уровень автомобильных перевозок, как автобусных, так и особенно легковых автомобильных, становятся серьезным препятствием в развитии рекреационного сектора. Воздушный пассажирооборот, несмотря на его высокую долю, по абсолютному объему уступает американскому в 3,5 раза, западноевропейскому — в 1,5 раза. Эти изменения и различия вызваны влиянием целого ряда факторов, которые можно свести в четыре группы.
Таблица 13
Распределение междугородного пассажирооборота по видам транспорта в 1993 г. (%)
Регионы |
Виды транспорта | |||
железно |
автомо | |||
дорожный |
автобусный |
бильный |
воздушный | |
легковой | ||||
Россия |
42 |
20 |
15 |
23 |
Северная Америка |
1 |
2 |
81 |
16 |
Западная | ||||
Европа |
21 |
17 |
54 |
8 |
Восточная | ||||
Европа |
30 |
40 |
26 |
4 |
Япония |
44 |
10 |
40 |
6 |
Другое по географии
Демографическая политика России
Демографическая ситуация, или
иначе — состояние воспроизводства населения, наконец-то начинает
привлекать к себе внимание правительства страны. Однако
до надлежащего осознания нашим обществом всей серьезности и уже почт ...