Транспорт и сфера услуг

Таблица 12

Распределение внутреннего междугородного грузооборота по видам транспорта в 1993 г. (%)

Регионы

Виды транспорта

Автомо­бильный

Железно­дорожный

Водный (речной и каботажный)

Трубопровод­ный (нефть и газ)

Россия

9

46

5

40

Северная Америка

26

28

18

28

Западная Европа

67

19

8

6

Восточная Европа

9

78

2

11

Япония

40

9

51

И, наконец, соотношение видов транспорта в грузовых перевоз­ках определяется составом грузообразующих отраслей хозяйства, степенью территориальной концентрации производства. На промышленно развитые страны Запада и Востока приходится примерно 80% грузооборота мирового внутреннего (без морского дальнего плава­ния) транспорта, который делится почти поровну между этими дву­мя группами стран. Однако соотношение видов транспорта носит, можно сказать, принципиальные различия. В западных странах в целом на железнодорожный транспорт приходится 25%, автомо­бильный — 40%, а остальные 35% — на внутренний водный, мор­ской каботаж и трубопроводный. В СНГ и в странах Восточной Европы в целом в грузообороте доминируют железные дороги — около 60% в среднем, тогда как на грузовой автомобильный транс­порт приходится лишь 9%. В Северной Америке доли железнодо­рожного и автомобильного транспорта в грузообороте практически сравнялись, тогда как в России они составляют соответственно 46 и 9%. Огромный разрыв в себестоимости железнодорожных и автомо­бильных перевозок (15-кратный) объективно сдерживает развитие автомобильных перевозок в нашей стране, тогда как в США разрыв в себестоимости лишь 4-кратный. Такие различия в свою очередь объясняются рядом факторов: слабым развитием дорожной сети и низким ее качеством (доля дорог с капитальным покрытием в России менее 1/3, тогда как в США — более 60% при 6-кратной общей длине), структура грузового автомобильного парка (в России до сих пор преобладают среднетоннажные автомобили, что определяет низ­кую загрузку парка) и т.д. Еще более разительны различия между долей железнодорожного и автомобильного транспорта в странах Западной и Восточной Европы — соответственно 19 и 67, 78 и 9%.

В развивающихся странах на железнодорожный, автомобильный транспорт и трубопроводы приходится в среднем почти по 1/3 все­го внутреннего грузооборота (в Латинской Америке доля автомо­бильного транспорта значительно выше — 65%, а в Азии — ниже).

Почти 90% грузооборота воздушного транспорта приходится на промышленно развитые страны. Доля этого вида транспорта в об­щем грузообороте России в 12 раз ниже, чем в грузообороте США, хотя абсолютно эти доли достаточно малы в обеих странах — соот­ветственно 0,04 и 0,5%.

В России доля третичного сектора в ВВП (около 40%) на 1/4 ниже, чем в США. Ожидаемый рост значения этого сектора эконо­мики (и в первую очередь — туризма) наталкивается на архаич­ность пассажирской транспортной системы.

По последним данным, около 50% взрослого населения России не выезжает на отдых во время отпуска. Отсутствие развитой до­рожной сети, низкий уровень автомобильных перевозок, как авто­бусных, так и особенно легковых автомобильных, становятся серь­езным препятствием в развитии рекреационного сектора. Воздуш­ный пассажирооборот, несмотря на его высокую долю, по абсолютному объему уступает американскому в 3,5 раза, западноевропей­скому — в 1,5 раза. Эти изменения и различия вызваны влиянием целого ряда факторов, которые можно свести в четыре группы.

Таблица 13

Распределение междугородного пассажирооборота по видам транспорта в 1993 г. (%)

Регионы

Виды транспорта

железно­

автомо­

дорожный

автобусный

бильный

воздушный

легковой

Россия

42

20

15

23

Северная Америка

1

2

81

16

Западная

Европа

21

17

54

8

Восточная

Европа

30

40

26

4

Япония

44

10

40

6

Перейти на страницу: 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

Другое по географии

Сибирский федеральный округ
С переходом к рыночным отношениям и развивающейся тенденцией хозяйственной самостоятельности регионов положение Сибирского федерального округа относительно стабильно. Регион может обеспечивать свое дальнейшее социально ...