Транспорт и сфера услуг

Таблица 11

Мировой пассажирооборот (внегородской) по видам транспорта

Виды транспорта

1950 г.

1970 г.

1980 г.

1995 г.

млрд. ткм

%

млрд. ткм

%

млрд. ткм

%

млрд. ткм

%

Железнодорожный

655

25,8

1284

15,2

1680

11,8

1872

10,2

Автомобильный

1820

71,6

6533

77,2

11250

79,0

14551

79,3

в т.ч. автобусный

377

14,8

1411

16,7

2706

19,0

3486

19,0

легковой

1443

56,8

5122

60,5

8544

60,0

11065

60,3

Внутренний водный

15

0,6

42

0,5

57

0,4

55

0,3

Морской

20

0,8

25

0,3

43

0,3

37

0,2

Воздушный

30

1,2

566

6,7

1210

8,5

1835

10,0

Всего

2540

100,0

8450

100,0

14240

100,0

18350

100,0

С проблемой подвижности тесно связан вопрос автомобилиза­ции населения. Рост автомобилизации — это один из самых устой­чивых динамичных и неэластичных процессов в рамках развития человечества за послевоенный период, чем во многом и определя­ются различия в уровне подвижности. Этот показатель по развива­ющимся странам тоже значительно варьирует и в целом относительно низок, так как отражает только поездки на механических видах транспорта без учета велосипедных и пеших передвижений — в наиболее экономически отсталых странах — 0,65, а в Северной Африке — 2,0, в Латинской Америке — 1,5.

Важным типологическим критерием, отражающим транспортную парадигму хозяйственной системы, является соотношение грузовых и пассажирских перевозок (1 ткм по «весу» приравнивается к 1 пассажиро/км), при всей условности таких сопоставлений. Здесь мы исходим из двухпродуктивности (грузовые и пассажирские пе­ревозки) транспорта. Безусловно, это соотношение тесно коррели­рует с уровнями приведенных выше показателей транспортоемкости и подвижности. Это соотношение для США равно 1,2 (т.е. по абсолютному размеру общий грузооборот в 1,2 раза превосходит суммарный междугородный пассажирооборот), для Западной Евро­пы 0,34, для Японии 1,1, для России 7,8, для Восточной Европы 3,53, в развивающихся странах — от 0,4 в наименее развитых стра­нах, до 2,5 в странах Северной Африки. В значительной мере на это соотношение, так же, как и на подвижность, влияет развитие в регионе или отдельной стране туризма и всей рекреационной сферы.

Перейти на страницу: 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

Другое по географии

Проблемы и перспективы современной демографической ситуации в России
Демография (от греч. demos — народ и ...графия), наука, изучающая население и закономерности его развития в общественно-исторической обусловленности. Последнее означает, что демография относится к обществен ...