Транспорт и сфера услуг
Рис. 32. Мировой пассажирооборот: динамика и структура
По всем этим критериям можно четко выделить три крупных группы стран: промышленно развитые западные страны, СНГ и страны Восточной Европы, переходящие от планового к рыночному хозяйству, развивающиеся страны во всем их многообразии. На 1992 г. транспортоемкость хозяйства, выраженная в ткм на 1 долл. ВВП, составила в Северной Америке 1,3, в Западной Европе — 0,3, Японии — 0,4, тогда как в России 5,0, в странах Восточной Европы — в среднем 1,5. Эти цифры свидетельствуют о решающем значении для уровня транспортной емкости отраслевой структуры хозяйства, относительной роли «тяжелых» сырьевых производств, социально-экономического типа страны и относительно меньшей роли размеров территории, о чем говорит разительный контраст между странами Западной и Восточной Европы по показателю транспортной емкости (в 5 раз). Что касается развивающихся стран, то, как и можно было ожидать, значение показателя транспортоемкости значительно варьирует от 0,84 в наиболее экономически отсталых странах до 1,7 в странах Латинской Америки.
Показатель подвижности населения имеет противоположную тенденцию — наиболее высоко его значение в промышленно развитых западных странах. Душевой междугородный пассажирооборот, выраженный в тыс. пассажиро/км, в Северной Америке составляет 12,9, в Западной Европе — 8,5, в Японии — 6,3, тогда как в России — 3,6, а в Восточной Европе — всего 2,9. Транспортная подвижность населения — это сложное социальное и экономическое явление, за которым стоит целый комплекс факторов культурного, политического и демографического характера.
Таблица 10
Мировой грузооборот по видам транспорта
Виды транспорта |
1950 г. |
1970 г. |
1980 г. |
1995 г. | ||||
млрд. ткм |
% |
млрд. ткм |
% |
млрд. ткм |
% |
млрд. ткм |
% | |
Железнодорожный |
2120 |
30,8 |
5470 |
18,9 |
6909 |
14,5 |
5607 |
12,0 |
Автомобильный |
516 |
7,5 |
2315 |
8,0 |
3288 |
6,9 |
4813 |
10,3 |
Внутренний водный |
385 |
5,6 |
868 |
3,0 |
1191 |
2,5 |
1262 |
2,7 |
Морской |
3570 |
51,9 |
18145 |
62,7 |
32164 |
67,5 |
29015 |
62,1 |
Нефте- и продукто-проводный |
213 |
3,0 |
1447 |
5,0 |
2859 |
6,0 |
3832 |
8,2 |
Газопроводный |
76 |
1,1 |
666 |
2,3 |
1191 |
2,5 |
2149 |
4,6 |
Воздушный |
7 |
0,1 |
29 |
0,1 |
48 |
0,1 |
52 |
0,1 |
Всего |
6887 |
100,0 |
28940 |
100,0 |
47650 |
100,0 |
46730 |
100,0 |
Другое по географии
Сравнительная экономико-географическая характеристика России и США
В экономической
географии положение территории приходится определять не только по отношению к
физико-географическим данным, но и также по отношению к условиям, созданным
руками человека в процессе истории. Для экономиче ...