Транспорт и сфера услуг

Общая протяженность транспортной сети по видам путей сооб­щения в последние десятилетия существенно стабилизировалась, в то же время происходит значительное качественное изменение сети: растет протяженность электрифицированных и скоростных железных дорог, автомагистралей с усовершенствованным покры­тием, трудопроводов крупного диаметра. Данные о перевозках по­казывают масштабность выполняемой транспортной работы: душевой оборот за 40 лет вырос с 2,8 тыс. до 3,2 тыс. пассажиро/км. Можно отметить динамизм развития перевозок — объем перевозочной работы вырос более чем в 7 раз, а к 2010 г. вырастет еще в 1,2— 1,3 раза.

В мировом грузообороте резко выделяется морской транспорт, доля которого постепенно возрастала и до сих пор почти не снижа­ется с 52 до 62%. То же можно сказать и о доле в пассажирообороте легкового автомобильного индивидуального транспорта — с 57 до 60%.

Происходит интенсивное изменение структуры перевозок между отдельными видами транспорта. Так, в грузообороте соотношение между железнодорожным и его главным конкурентом автомобиль­ным транспортом изменилось с 4:1 до 1,2:1, и к 2000 г. их доли, сравняются. Доля трубопроводов выросла с 4,2% до 12,8%. В пассажирообороте воздушный транспорт приблизился к уровню железнодорожного — соответственно 10,0% и 10,2%, а к 2000 г. должен превысить его.

Таблица 9

Динамика сети мировой транспортной системы (тыс. км)

Виды транспортных путей

1950 г.

1979 г.

1980 г.

1990 г.

1995 г.

Железные дороги

1320

1340

1248

1210

1180

в т.ч. электрифицированные

60

125

164

193

200

Автодороги

15540

19700

22300

23600

24000

в т.ч. с твердым покрытием

7645

12151

16000

20000

22000

усовершенствованные

2920

5860

9210

11700

13000

Судоходные реки и каналы

560

525

540

544

550

Нефтяные трубопроводы

175

395

520

600

680

Магистральные газопроводы

186

545

760

900

1100

Воздушные пути

3300

5510

6900

7900

8500

Рис. 31. Мировой грузооборот: динамика и структура

Важнейшими критериями для выявления национальных и макрорегиональных различий в транспортной работе являются следующие: 1) транспортоемкость производства, по сути отражающая соотноше­ние между транспортом и производством, размеры и конфигурацию хозяйственной территории; 2) транспортная подвижность населения, отражающая тип расселения, степень урбанизации, уровень миграции; 3) соотношение пассажирских и грузовых перевозок, что отражает транспортную парадигму того или иного региона (на что ориентирована хозяйственная система) и, наконец, 4) соотношение видов транспорта в транспортной работе, что является важнейшим типологическим при­знаком не только транспортной системы, но и хозяйства в целом.

Перейти на страницу: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Другое по географии

Роль России в международном разделении труда
Важность международного разделения труда (МРТ) для экономического и социального развития любой страны в со­временных условиях трудно переоценить. Оно является объ­ективной основой научно-технических, производственных, т ...