Транспорт и сфера услуг
Общая протяженность транспортной сети по видам путей сообщения в последние десятилетия существенно стабилизировалась, в то же время происходит значительное качественное изменение сети: растет протяженность электрифицированных и скоростных железных дорог, автомагистралей с усовершенствованным покрытием, трудопроводов крупного диаметра. Данные о перевозках показывают масштабность выполняемой транспортной работы: душевой оборот за 40 лет вырос с 2,8 тыс. до 3,2 тыс. пассажиро/км. Можно отметить динамизм развития перевозок — объем перевозочной работы вырос более чем в 7 раз, а к 2010 г. вырастет еще в 1,2— 1,3 раза.
В мировом грузообороте резко выделяется морской транспорт, доля которого постепенно возрастала и до сих пор почти не снижается с 52 до 62%. То же можно сказать и о доле в пассажирообороте легкового автомобильного индивидуального транспорта — с 57 до 60%.
Происходит интенсивное изменение структуры перевозок между отдельными видами транспорта. Так, в грузообороте соотношение между железнодорожным и его главным конкурентом автомобильным транспортом изменилось с 4:1 до 1,2:1, и к 2000 г. их доли, сравняются. Доля трубопроводов выросла с 4,2% до 12,8%. В пассажирообороте воздушный транспорт приблизился к уровню железнодорожного — соответственно 10,0% и 10,2%, а к 2000 г. должен превысить его.
Таблица 9
Динамика сети мировой транспортной системы (тыс. км)
Виды транспортных путей |
1950 г. |
1979 г. |
1980 г. |
1990 г. |
1995 г. |
Железные дороги |
1320 |
1340 |
1248 |
1210 |
1180 |
в т.ч. электрифицированные |
60 |
125 |
164 |
193 |
200 |
Автодороги |
15540 |
19700 |
22300 |
23600 |
24000 |
в т.ч. с твердым покрытием |
7645 |
12151 |
16000 |
20000 |
22000 |
усовершенствованные |
2920 |
5860 |
9210 |
11700 |
13000 |
Судоходные реки и каналы |
560 |
525 |
540 |
544 |
550 |
Нефтяные трубопроводы |
175 |
395 |
520 |
600 |
680 |
Магистральные газопроводы |
186 |
545 |
760 |
900 |
1100 |
Воздушные пути |
3300 |
5510 |
6900 |
7900 |
8500 |
Рис. 31. Мировой грузооборот: динамика и структура
Важнейшими критериями для выявления национальных и макрорегиональных различий в транспортной работе являются следующие: 1) транспортоемкость производства, по сути отражающая соотношение между транспортом и производством, размеры и конфигурацию хозяйственной территории; 2) транспортная подвижность населения, отражающая тип расселения, степень урбанизации, уровень миграции; 3) соотношение пассажирских и грузовых перевозок, что отражает транспортную парадигму того или иного региона (на что ориентирована хозяйственная система) и, наконец, 4) соотношение видов транспорта в транспортной работе, что является важнейшим типологическим признаком не только транспортной системы, но и хозяйства в целом.
Другое по географии
Развитие и размещение ведущих отраслей промышленности Центрального федерального округа
Центральный экономический
район - исторический, политический и
хозяйственный
центр страны. На его территории находится столица России -
город
Москва. Среди всех экономических районов Центру принадлежит
ведущая
...