Промышленность

* СССР, 1991 г.

В несколько лучшем положении заводы Украины, но они базиру­ются на низкокачественной железной руде истощенного Криворож­ского бассейна и дорогом донецком угле.

Металлургия США, некогда крупнейшая в капиталистическом мире, сильно сократила производство из-за конкуренции импортного металла. Тем не менее сегодня США являются третьим в мире производителем металла и, главное, крупнейшим рынком металла, потребляющим значительные количества его из других стран. На востоке США преобладает традиционная черная металлургия пол­ного цикла, выпускающая более качественный металл. На Западе и Юге преобладает передельная металлургия, выпускающая рядовые сорта стали в основном для строительства. Первоначально центры металлургии США сосредотачивались в районах каменноугольного бассейна Пенсильвании: к ним по Великим озерам из Дулута шла железная руда. Затем в точках пересечения потоков руды и угля начали строиться заводы на «большой дороге» американского ме­талла, особенно в Детройте, затем и вокруг Чикаго, где долгое вре­мя был расположен крупнейший в США металлургический завод. И, наконец, начали возникать металлургические заводы вблизи круп­нейших потребительских рынков, например, завод в Спарроус-Пойнте, около Балтимора, который изначально был построен для снаб­жения крупнейшего центра машиностроения и судостроения, а за­тем перерос запланированные масштабы и превратился в крупный металлургический комбинат, работающий на американском угле и импортной железной руде. Параллельно развивался металлургиче­ский комплекс в Алабаме (Бирмингем), где на сочетании железной руды и каменного угля был заложен завод, производящий рядовой металл, а потом с течением времени, с общим движением амери­канской индустрии на Юг, был начат выпуск качественного метал­ла. После второй мировой войны был создан ряд новых металлурги­ческих центров на крайнем Западе, но они не смогли взять на себя функции главной металлургической базы страны, которой долгое время оставались традиционные районы Пенсильвания и Чикаго. И только с 60-х гг. началась существенная с созданием передель­ных заводов и более равномерным их размещением.

Подобная схема в определенной степени сохранила внутренний рынок для металлургии, тогда как Западное побережье США в не­малой степени снабжается металлом из стран Дальнего Востока, а на восточном побережье идет серьезная конкуренция с металлом из России и Бразилии.

Важные позиции в мировой металлургии по-прежнему занимает Западная Европа, которая обеспечивает внутренние рынки и экс­порт специализированными сортами стали и проката. Сдвиг к морю определяется ориентацией на импортные железную руду и камен­ный уголь тем более, что ввоз американского и южноафриканского угля более выгоден, чем эксплуатация истощенных европейских бас­сейнов. Даже уголь Рура оказывается неконкурентоспособным и добавляется в шихту коксовых печей Рура в связи с социальной поддержкой шахтеров и обеспечением минимума мощностей на слу­чай нарушения связей в мировом хозяйстве. Политические и воен­но-стратегические соображения заставляют поддерживать нерента­бельную добычу угля не только в Руре, но и в Великобритании, где уголь менее дорог, но также неконкурентоспособен по сравнению с «заморским» углем. По сути дела все заводы Германии так или иначе связаны с водными путями. Старые заводы Рура сохранились только в тех местах, куда легко доставлять железную руду — из Роттердама по Рейну и каналам, а также уголь из Рурского бассей­на, еще сохраняющего некоторые позиции на рынке коксующихся и энергетических углей. Однако общие тенденции развития европей­ской металлургии таковы, что без перехода на дешевый американ­ский, южноафриканский и даже российский уголь металл потеряет даже рынки ЕС.

На второе место в Европе по выплавке стали вышла Италия, металлургия которой, ориентированная с самого начала на амери­канский уголь и африканскую железную руду, после войны была размещена в портах. Только отдельные заводы качественной стали остались в тех местах, где размещалась традиционная итальянская металлургия, главным образом в Альпах при небольших месторож­дениях руды, да и те в значительной степени базируются на привоз­ном сырье.

В отличие от Италии во Франции сложилось три ареала черной металлургии. С одной стороны, это старые заводы в Лотарингии — реликт некогда крупного металлургического района, возникшего на больших запасах бедной железной руды (содержание железа до 40%). С другой, два новых гигантских комбината в Дюнкерке и Марселе, где выплавляется 2/3 всей стали.

Примерно та же судьба постигла черную металлургию Бельгии и Люксембурга, которая также возникла на местных железных рудах и каменном угле, но уже десятилетия работает на импортной руде и угле.

И только английская черная металлургия, переместившись в пор­ты, все еще частично работает на собственном угле, добыча которо­го пользуется правительственной поддержкой, поскольку даже са­мые богатые в Европе каменноугольные месторождения новых бас­сейнов Великобритании дают уголь, который на 20% дороже, чем южноафриканский уголь в тех же английских портах. Так что пере­ход на импортный уголь и здесь — только вопрос времени.

Перейти на страницу: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Другое по географии

Географические открытия и их роль в духовном и экономическом развитии Европы
Географические открытия, которые заслуживают определения большие, происходили на нашей планете во все исторические эпохи, с древности и до XX в. Но эпохой Великих географических открытий принято называть строго определе ...