Сельское хозяйство

Международное звучание продовольственной проблеме придает и то обстоятельство, что ее прочного решения невозможно достичь изолированными усилиями отдельных стран, от которых требуется хорошо налаженное сотрудничество вне зависимости от господст­вующих в них общественных и политических систем. К ней нельзя подходить также в отрыве от других сложных ситуаций глобаль­ного размаха, с которыми вынуждено сталкиваться человечество. В настоящее время в мире, видимо, нет государства, в котором производство, распределение и внешняя торговля продовольствием не были бы серьезной заботой центральных властей. И в этом отно­шении рассматриваемая проблема тоже выступает поистине плане­тарной, несмотря на то, что одни страны сталкиваются с хрониче­ским недостатком продуктов питания, в других текущей целью стало качественное улучшение пищевого рациона с тем, чтобы прибли­зить его к научно обоснованным нормам, а некоторые вынуждены даже «бороться» с излишками производимых продуктов и вызывае­мыми их избыточным потреблением болезнями населения.

Накопленный многовековой опыт свидетельствует, что освещае­мая проблема представляет собой сложное синтетическое явление, которое не замкнуто рамками собственно общественного воспроиз­водства и требует более широких подходов. Как указывал великий русский физиолог И.П.Павлов, «взаимоотношения живого организ­ма с окружающей средой — есть взаимоотношения, опосредован­ные вопросами питания»; поэтому сложно рассчитывать на замет­ное улучшение положения за счет проведения мероприятий сугубо технологической или узкоэкономической направленности. Еда, в своей первооснове принадлежащая среде обитания, используется уже как продукт культуры и в этом смысле нейтрализует противо­поставление в рамках системы «природа—культура», занимая в ней промежуточное, переходное положение. И при том отнюдь не вто­ростепенное, о чем свидетельствует, например, бытующий в клас­сической географии термин «цивилизация риса», в которой рису принадлежит ведущее место не только в питании, но и во всем комплексе духовной связи между людьми и миром природы.

Нехватка продуктов питания сопровождала человечество на всем протяжении его истории. В мифологии индейцев Центральной Аме­рики существовало божество голода, а благодаря текстам Кодексов майя и священным книгам древних обитателей региона, сказаниям, ритуалам, сакральной религиозной символике мы можем судить о той выдающейся роли, которая принадлежала его главной продовольственной культуре — кукурузе. В греческой мифологии уже первая женщина, созданная богами-олимпийцами, — Пандора, от­крыв врученный ими сосуд, выпустила на волю заключенные в нем людские пороки и несчастья, среди которых был и голод, располз­шийся по всей Земле.

Если же обратиться к более близким реалиям, то вплоть до XIV— XV вв. голод многократно косил миллионы людей, учитывая, что за ним следовали всякого рода эпидемии (голодный тиф) и иные забо­левания, вызывавшие массовую смерть. В Англии, например, в 1005—1322 гг. было зафиксировано 36 подобных голодных эпиде­мий. Лишь в эпоху позднего средневековья нехватка продуктов пи­тания в европейских странах начинает ослабевать: наблюдавшееся развитие торговли, налаживание хранения зерна, совершенствова­ние транспорта — все это облегчало участь населения в неурожай­ные годы и частично спасало от преждевременной смерти.

Перейти на страницу: 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74

Другое по географии

Федеративная республика Германия
Федеративная республика Германия расположена в Центральной Европе и граничит с девятью государствами - Данией, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Австрией, Швейцарией, Францией, Чехией и Польшей. На юге она ...