Сельское хозяйство

Усиливающаяся специализация сельского хозяйства вызывает так-•же-понижение его устойчивости. Это прослеживается не только в экологическом плане, ибо борьба с болезнями и вредителями куль­турных растений все более перелагается на химическую промышлен­ность, но и в экономическом отношении. Подтверждением могут служить сравнительные данные по двум канадским провинциям — Саскачеван, где пшеница в посевах некоторых округов занимает 80%, и Онтарио, отличающейся сложной отраслевой структурой: зерновое производство, животноводство мясомолочного направле­ния, садоводство, интенсивное пригородное хозяйство. Колебания в размере фермерских доходов, т.е. изменения в уровне доходов в текущем году по сравнению с предшествующим, по наблюдениям за 15-летний период составили в Саскачеване 73%, а в Онтарио — только 16%.

Сдвиги в размещении сельского хозяйства под влиянием прогресса на транспорте.

Специализация, т.е. расширение одной или нескольких отраслей аграрного производства за счет осталь­ных, будучи прогрессивным явлением на уровне как отдельного сель­скохозяйственного предприятия, так и района, наталкивается, та­ким образом, на определенные преграды в ходе своего развития. Однако в большинстве случаев путь специализации еще далеко не пройден до конца, поскольку она имеет своим непременным услови­ем глубокое разделение труда в обществе. Чтобы современные то­варные хозяйства могли успешно функционировать и рассчитывать на денежный доход, они должны ориентироваться на рыночные свя­зи, следовательно, иметь возможность включиться в сеть путей со­общения, обеспечивающую достаточно низкую стоимость перево­зок. При этом чем меньше транспортные затраты, тем острее вста­ет вопрос о производственных издержках для каждого хозяйства, и районы, обладающие лучшими природными и прочими условиями для возделывания той или иной культуры или для разведения того или иного вида домашнего скота, приобретают преимущественные шансы для соответствующей специализации.

С определенной долей условности можно утверждать, что гео­графическое разделение труда в сфере сельского хозяйства получи­ло сначала главные импульсы благодаря коренным сдвигам в торговом судоходстве с изобретением парохода, затем оказалось тесно свя­занным со строительством железных дорог и, наконец, было уско­рено и усилено с распространением грузовых автоперевозок. С по­зиций мирового хозяйства особо значимые последствия имел тех­нический прогресс на морском флоте, так как удалось объединить в глобальную хозяйственную систему отдаленные друг от друга кон­тиненты, кардинально различающиеся в естественно-историческом отношении и по уровню социально-экономического развития. Это послужило основой для формирования в общих чертах той картины размещения производства, которая сложилась к нашим дням и определяется дихотомией «промышленный Север — аграрный Юг».

Железные дороги в большей мере повлияли, если придерживать­ся схематичного изложения, на становление внутрирегиональной специализации сельского хозяйства, а автотранспорт — внутрирайон­ной. Причем им по-прежнему трудно соперничать в доставке массо­вых аграрных грузов с торговыми судами. Так, уже с конца XIX в. в Шанхай привести пшеницу из Австралии было дешевле, чем даже из близко расположенных внутренних районов Китая. Подобная же картина наблюдается в настоящее время во многих странах Афри­ки, где крупные приморские города зависят от поставок пшеницы из-за океана, что неблагоприятно сказывается на местном зерновом производстве, теряющем главные рынки сбыта.

Перейти на страницу: 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53

Другое по географии

География электроэнергетической промышленности
Из всех отраслей хозяйственной деятельности человека, энергетика оказывает самое большое влияние на нашу жизнь. Просчёты этой области имеют серьёзные последствия. Тепло и свет в домах, транспортные потоки и раб ...