Теоретические основы географии мирового хозяйства

Во всех трех вариантах предполагается, что зависимости, уста­новленные для одного уровня соподчинения, сохраняются и на более высоких уровнях. Поэтому исходную схему в теории центральных мест называют иерархией с фиксированными К-оценками, посколь­ку одни и те же соотношения одинаково справедливы для уровней иерархии населенных мест.

Пока производство будет приносить прибыль, будут строиться но­вые пивоваренные заводы или расширяться старые. Конкуренция со­жмет круглые ареалы сбыта в одинаковые правильные шестиугольни­ки: так понятие «конуса спроса» позволяет более строго объяснить феномен образования круглых ареалов, а затем их смены шестиуголь­никами. Процесс заполнения рынка будет идти до тех пор, пока не останется неохваченных территорий, а рост прибылей прекратится. Образующаяся правильная структура, изоморфная пчелиным сотам, минимизирует общие транспортные расходы. Это верно для любого товара. С другой стороны, размер шестиугольника зависит только от индивидуального спроса на пиво и от размеров транспортных издер­жек на пиво и на сырье для его производства.

Все это было показано неоднократно со времен штандортной теории размещения производства. Но критерий транспортных издержек, как правило, различен для разных видов товаров и услуг, и оптимальное расстояние между пивоваренными заводами не может быть оптимальным для пекарен или прачечных. Тем не менее на практике определяется наилучшее среднее расстояние, и люди груп­пируются в равномерно размещенные поселения, каждое из кото­рых будет иметь и булочную, и пивную, и прачечную.

Здесь необходимо ввести двойственные отношения между сель­ским хозяйством и промышленностью. Площадной и точечный характер размещение этих двух основных видов материального про­изводства логично приводит к выгодам дисперсного, равномерного расселения для потребления сельскохозяйственных товаров и кон­центрированного для потребления промышленных товаров. Пока сельское хозяйство остается важным поставщиком товаров на ры­нок, тенденция к рассредоточению населения будет сохраняться.

Поэтому приведенная на рисунке 14, 3 ценовая воронка наглядно характеризует тенденцию к точечному размещению промышленности и концентрации населения. Продажа аграрной продукции большим городам характеризуется градиентами культур — непрерывными по форме двойниками колец Тюнена. Этот простой вывод прямо выте­кает из дуалистичности отношений «промышленность—сельское хозяй­ство», а также торговых и военно-административных функций городов.

В реальности наблюдается прерывистое расселение, которое мож­но объяснить двумя основными причинами: компромиссом между близостью к аграрному или промышленному производству; особенно­стями самого сельского хозяйства. Загон для скота, колодец, фермер­ский дом занимают не большие площади, а отдельные точки. Поэто­му некоторые процессы в размещении служб и самих ферм изоморф­ны размещению в промышленности. Гексагональная решетка — оптимальная форма для размещения совокупности ферм и каждой отдельной фермы, где дома разместятся в центрах шестиугольников на решетке 60-й степени.

Рис. 15. Рыночные ареалы при п = 7 (1) и п = 9 (2) эквивалентных покупателей

От подобной решетки логичен переход к анализу размера рын­ков, который ограничен прерывистой сетью фермерских поселений. При издании сельской газеты несущественно относительное поло­жение типографии и ближайшего или отдаленнейшего угла фермы подписчика: разносчик доставляет газету либо в дом, либо в почто­вый ящик, который также размещается по 60-степенной решетке. Если экономично издание семи экземпляров, то каждая газета об­служивает ареал, подобный изображенному на рисунке 15, 1. Если необходимо издание девяти экземпляров, то зона сбыта включит семь первоначальных подписчиков в N (H1 — H6) плюс 1/3 от шести ферм J1 — J6 следующего кольца (рис. 15.2). Остальные 2/3 ферм читают конкурирующую газету, например N1. Издание и обра­щение 7,5, 8,0 или 8,5 экземпляров и существование шестиугольни­ков, промежуточного размера невозможно, причем не из-за преры­вистого числа издаваемых экземпляров газет, а из-за прерывистого числа подписчиков на эти газеты. Этот простой пример позволяет перейти к формализации наиболее серьезных положений теории центральных мест, по А.Лёшу. Для этого введем три определения:

Перейти на страницу: 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37

Другое по географии

Трудовые ресурсы Томской области
Свою работу я решила посвятить изучению именно этой темы, потому что я томичка и меня интересует, прежде всего, мой город и наша область. Томскую область можно рассматривать как мини модель Российской Федерации. А это з ...