Теоретические основы географии мирового хозяйства

Для понимания методики расчета этих затрат в теорию введены понятия «склад» и «штандортная фигура». Условность применения первого термина определяется его широким переносным смыслом, не совпадающим с нашим обычным словоупотреблением. «Складом»

Рис. 9. Штандортные фигуры при двух «складах» (М)

(всегда в кавычках!) обозначаются места добычи (получения, сбо­ра) исходных материалов — всевозможных видов промышленного сырья и энергоресурсов. Тогда для каждого места потребления по каждому виду продукции можно построить географическую фигу­ру, образованную взаиморасположением «п складов» и потребитель­ским местом. Это сочетание и названо Вебером «штандортной фи­гурой», на которую следует опираться каждому производству при выборе места размещения.

При числе «складов» — 2, штандортная фигура образует про­стой треугольник, вершины которого образованы двумя «складами» (М) и местом потребления данного продукта (К).

Для поиска оптимального по транспортным издержкам штандорта следует учесть соотношение издержек на потребляемые локали­зованные материалы и на отправляемые к месту потребления гото­вые продукты. Отношение веса локализованных материалов к весу продукта называется материальным индексом. Общий вес грузов, перевозимых от «материальных складов» к месту производства и от этого места к местам потребления товаров, называется штандортным весом.

Если для производства 100 т какого-либо продукта потребуется 300 т одного локализованного материала и 200 т другого локализо­ванного материала, то материальный индекс данного производства (отрасли) будет равен:

(300 + 200) : 100 = 5.

Исходя из этих же величин, штандортный вес в целом будет равен 600, а в расчете на единицу продукции — 6.

Поиск штандорта — оптимального места размещения, ведется в рамках штандортной фигуры следующим образом. «Положим, — пишет Вебер, — мы имеем перед собой производство, работающее с двумя локализованными материалами, причем для выработки 1 т продукта требуется 3/4 т одного материала и 1/2 т другого. В таком случае мы получаем штандортную фигуру, на «материаль­ных компонентах» (линиях, соединяющих штандорт с «материаль­ными складами») которого передвигаются веса в 3/4 и 1/2, в то время как «потребительская компонента» отягощена 1,0 (рис. 10).

Отсюда, исходя из принятого выше до­пущения, что единственными факторами, определяющими транспортные издержки, служат вес и расстояние, мы приходим к следующему выводу: веса, соответству­ющие различным компонентам, и пред­ставляют те силы, с которыми различ­ные вершины, углов штандортной фи­гуры притягивают к себе штандорт производства.

На основе этого подхода с использова­нием материальных индексов и штандортных весов Вебер проанализировал более сложные случаи расчета штандортных фи­гур, что позволило ему прийти к ряду об­щих закономерностей, связанных с раз­мещением промышленности при транс­портной ориентации.

Все возможные сочетания материалов, их влияние на транспор­тные издержки различных производств и в конечном счете на штан­дорт могут быть сведены к следующим:

1. При использовании одного или нескольких «убиквитетов» — материалов повсеместного распространения производство ориенти­руется на места потребления.

Перейти на страницу: 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26

Другое по географии

Кизел
Кизел — город в Пермском крае, административный центр Кизеловского муниципального района. Имеет статус городского поселения. Население 21,1 тыс. жителей (2008), с подчинёнными населёнными пунктами — 30.286 человек ( ...