Теоретические основы географии мирового хозяйства

Введение в теорию дифференциальной ренты I позволяет свя­зать воедино все три фактора и выявить в аналитической форме общую закономерность возникновения зон разной специализации.

Опишем механизм зонирования в теории Тюнена, по Е.Данну. Взаиморасположение зон задается формулой:

R = Y (Р — С) — YD(f),

где R — дифференциальная рента I по местоположению (в долл./l км2); Y — урожайность (в т/км2); Р — цена продук­та; С — производственные издержки на единицу продукции (в долл./l т продукции); D — расстояние от центрального рын­ка (в км); F — транспортные издержки (в долл./ткм).

При таких размерностях в уравнении ренты при Y = 1000 т/км2, Р = 100 долл./т, С = 50 долл./т и F = 1 долл./ткм величина ренты (R) должна составить: в центре города 50 тыс. долл./км2, на расстоянии 10 км от него — 40 тыс. долл./км2, 20 км — только 30 тыс. долл./км2. На расстоянии 50 км и более от центра города производство данной культуры будет убыточно. Конкурентоспособ­ность двух культур i и j на одной и той же территории зависит от их урожайности Y и относительной доходности (Р — С).

Когда для двух культур i и j оказывается справедливым условие

то они образуют две пространственно отграниченные зоны; культу­ра i преобладает в круговой зоне, прилегающей к городу, а куль­тура / занимает кольцевидную зону с внешней ее стороны.

Иное соотношение членов в приведенном неравенстве приведет либо к обратной картине размещения этих культур, когда культура / займет внутреннее кольцо, либо к полному вытеснению одной культуры другой на всех доступных для нее землях, либо к выращи­ванию обеих культур в одной и той же зоне, «бок о бок», без какой-либо пространственной дифференциации на зоны.

В границах «изолированного государства» пространственная диф­ференциация в использовании земель и сельскохозяйственном про­изводстве стала результатом действия трех факторов:

1) номенклатуры и объемов аграрного производства, требуемых городом;

2) технологии аграрного производства и перевозок готовой про­дукции;

3) стремления каждого производителя к максимизации земель­ной ренты путем производства таких видов продукции, для которых положение его земель относительно рынка сбыта наиболее выгодно.

Взаимодействие этих факторов привело к образованию класси­ческих колец (зон, поясов), изображенных на рис. 4.

Рис. 4. Использование земель в «изолированном государстве»:

0 — город; 1 — огородничество и садоводство; 2 — лесное хозяйство;

3 — плодосменное хозяйство; 4 — выгонное хозяйство; 5 — трехпольная система; 6 — экстенсивное скотоводство

Эта исходная схема зонирования территории была рассчитана Тюненом на основе теоретических предпосылок и огромного объе­ма фактической информации, которую он многие годы скрупулезно собирал, ведя реальное хозяйство в имении Теллов (Мекленбург) и поставляя продукцию в город Росток. Именно записи о потребно­стях рынка, ценах, урожайности, производственных и транспорт­ных издержках легли в основу конкретных расчетов, облегших плотью теоретические построения.

Кроме описанных предпосылок, следует учесть, что в первой из четырех теоретических схем, приведенных в работе Тюнена, все перевозки сельскохозяйственной продукции в город совершаются одним видом транспорта — гужевым. Лошадь и телега принадле­жат сельским хозяйствам и перевозка идет за их счет. Нет ни сис­темы множественных тарифов, зависящих от характера грузов, ни транзитных рефрижераторов, ни других, ставших привычными для нас видов транспорта.

Перейти на страницу: 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

Другое по географии

География авиационной промышленности мира
Авиаракетно-космическая промышленность (АРКП), возникшая в эпоху НТР интегрированная отрасль машиностроения, объединила созданную еще в период НТР авиационную промышленность с новейшей ракетно-космической. АРКП наряду с ...