География мирового хозяйства

В экономическом пространстве

системообразующую роль играют мировые финансовые институты, среди которых ведущее место зани­мают Мировой Банк, Международный Валютный Фонд (МВФ), Ге­неральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), ныне преобра­зуемое в Международную организацию по торговле (ВТО), а также центральные банки США (Федеральная резервная система), Велико­британии, Франции, ФРГ, Японии. Именно эти организации и банки обеспечивали финансовые расчеты в мировом хозяйстве и устойчивость основной валюты, базовой для международных расчетов после отмены «золотого стандарта», — доллара США, фунта стерлингов и франка, к которым привязаны ограниченно конвертируемые валюты многих стран Содружества наций и Французского Союза, а также немецкой марки и иены. С началом XXI в. такую же роль может успешно сыграть «евро» — единая валюта Европейского Союза. Особую стабилизирую­щую роль в мировой финансовой системе играют консорциум банков Швейцарии, ввиду ее традиционной роли «всемирного сейфа», и круп­нейшие страховые компании мира типа британского «Ллойда».

Столь же серьезную, по мнению ряда исследователей, ве­дущую роль играет информационное пространство

глобаль­ной экономической системы — системы ценностей, стереоти­пы поведения, идеи и другие аспекты духовной жизни челове­чества. Все они достаточно подробно изучены в философии, социологии, психологии, культурологии, однако подлинно си­стемный взгляд на их роль в мировом развитии и функциони­ровании территориально-отраслевой структуры мирового хо­зяйства требует гораздо большего внимания.

Интегрирующую роль в информационном пространстве мирово­го хозяйства сыграли прежде всего стереотипы потребительско­го общества. Уже в период формирования индустриального обще­ства, массового производства и «государства всеобщего благососто­яния» (по Гэлбрейту) шло активное формирование этих стереоти­пов, которые, начиная с «престижности потребления», стимулиро­вали бурный рост производства и расширение рынков на все виды товаров, особенно товары длительного пользования.

В дальнейшем уровни и структуры потребления средних слоев в экономически развитых странах стали приоритетными целями жизни широких слоев населения в большинстве стран мира. Это было во многом обусловлено «демонстрационным эффектом», впервые опи­санным в конце 1940-х гг. американским экономистом Дж. Дьюзенберри. Повсеместное распространение сначала голливудских кар­тин, а затем телевизионных сериалов и другой рекламной продук­ции средствами массовой информации во многом способствовало внедрению и развитию этих потребительских приоритетов.

Системная закономерность обратной связи в цепочке «спрос-предложение» определила роль информационного пространства в росте производства и развитии мировых рынков множества потре­бительских товаров, а в силу межотраслевых связей дала сильный импульс развитию всех отраслей мирового хозяйства. Более того, постоянное поддержание напряженности этого поля, прежде всего за счет дорогостоящих рекламных компаний любого вида, служит тем условием, или «допингом», без которого уже не мыслится лю­бой вид деятельности в мировом хозяйстве. Самое существенное — это явная недостижимость «престижных уровней потребления» для большинства человечества. Это обусловлено сложной сово­купностью экономических, социальных, экологических, политиче­ских факторов. Однако сложившиеся стереотипы потребительско­го общества поддерживают функционирование мирового хозяйст­ва более постоянно и в большем объеме, чем такие ранее ведущие цели, как военные и другие государственные нужды.

Итак, взаимосвязанные экономическими интересами элементы и подсистемы, сети всех видов и потоки обусловили территориаль­но-отраслевую структуру и режим повседневного функциониро­вания мирового хозяйства. Сверхсложность системы, высокая до­ля неопределенности ставит принципиальные преграды на пути к прямому управлению мировым хозяйством. Поэтому стали не­обходимы многочисленные и разнообразные регулирующие ме­ханизмы, особенно в наиболее уязвимой финансово-валютной сфе­ре. Тем не менее динамика мирового хозяйства во многом обус­ловлена историческими особенностями его формирования и внут­ренне присущими ему противоречиями и особенностями общей и пространственной самоорганизации.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другое по географии

География лесопромышленного комплекса России
Россия – крупнейшая лесопромышленная страна мира. По состоянию на 1 января 2001 г. в Российской Федерации пло­щадь, покрытая лесом, занимает 771 109 тыс. га, что составляет 45,2% всей территории страны. Общий запас древе ...