Политические взаимоотношения со странами соседями первого и второго порядка

При таком раскладе «кавказская война» может обернуться войной не только и не столько против «общего врага» в лице «Российской империи», сколько войной всех - против всех. Как показали осетино-ингушский конфликт и в еще большей степени абхазо-грузинская война, в создавшихся условиях попытки решения проблем вооруженным путем не только обречены на неудачу, но и порождают множество еще более сложных узлов неразрешимых проблем и чреваты тяжелейшими последствиями для всех конфликтующих сторон.

Если вообще теоретически допустить возможность «ухода» России с Северного Кавказа, то нетрудно предположить непредсказуемые и кровавые последствия такого акта для всего региона: когда народы в полной мере осознают, что каждому из них суждено жить в собственном, самостоятельном во всех отношениях государстве, тогда территориальный вопрос выдвинется на передний план уже на качественно новом уровне, в иных координатах измерения и конфликты едва ли удержатся в локальных рамках.

Именно сильная и процветающая Россия может послужить реальным гарантом политической и экономической стабильности и безопасности этих народов и республик.

Если еще 10 лет назад СССР был лидером таких крупных международных организаций как Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ), объединявший государства социалистического блока, Варшавский договор (военный альянс соцстран), да и сам Советский Союз, где ведущую роль играла Россия, являл собой пример теснейшей интеграции, то сейчас положение коренным образом изменилось. Две первые интеграции основывались только на идеологическом единстве, и после падения коммунистической идеологии связывающая их основа была разрушена. Распад СССР также был неизбежен: слишком разные культуры пытались объединить в рамках унитарного государства, слишком разные цели ставили перед собой входившие в него республики, да и центральная власть подавлением национального самосознания на протяжении многих десятилетий утратила всякое доверие (ввод войск в Литву в январе 1991 года показал, что в этой сфере за годы перестройки по существу ничего не изменилось).

Однако, в настоящее время Россия пытается собрать вокруг себя если и не все, то, по крайней мере, большую часть республик бывшего СССР, построив объединение на основе взаимной выгоды. Содружество Независимых Государств (СНГ) в момент его создания воспринималось почти всеми как недееспособная организация, однако прошло некоторое время, а СНГ не только не распалось, наоборот - звучат призывы сделать интеграцию более тесной. В рамках СНГ происходит сотрудничество по политическим, экономическим, оборонным вопросам. Причем если для большинства республик экономическая сторона сотрудничества (в частности, отсутствие таможенных пошлин, получение энергоносителей по льготным ценам и т.д.) является наиболее важной, то для России СНГ имеет скорее политическое значение, позволяя сохранить историческую преемственность и лидерство на значительной части Евразии.

Что же касается европейской интеграции, то тут дело сложнее. Россия по существу отказалась от военного сотрудничества с НАТО в рамках "Партнерства во имя мира", считая, что в этом партнерстве ей предлагается второстепенная роль. Политическая интеграция в Совет Европы поставлена под угрозу из-за военных действий в Чечне, а экономическая интеграция - дело очень далекого будущего. По отношению к иностранным импортерам Россия проводит очень жесткую тарифную политику, стараясь защитить собственного производителя, а европейские страны, считая цены на российские товары демпинговыми, стремятся в свою очередь поставить заслон на пути российского экспорта.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Другое по географии

Анализ внешней торговли Гватемалы
Гватемала — страна индейцев майя. От древних городов, построенных их предками в джунглях, остались лишь величественные руины. Гватемала — самая развитая страна Центральной Америки. Имеется сеть автомобильны ...