Правовая основа развития научно-технической политики в россии и в Сибири

Как известно, в 1996 году был принят Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике», признанный основополагающим и систематизирующим в сфере науки.

Дело в том, что в настоящее время в силу объективных и субъективных причин возник разрыв между фундаментальными и прикладными исследованиями, искусственно созданный уже на стадии формирования федерального бюджета. Об этом говорили участники на Совете при Президенте РФ 18 ноября 2007 года. С 2005 года изменилась структура федерального бюджета и был ликвидирован раздел «фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу». Сегодня фундаментальные исследования финансируются по разделу «общегосударственные вопросы», прикладные — по разделу «национальная экономика». Минобрнауки России совместно с РАН разрабатывают предложения только в отношении бюджета на фундаментальные исследования, программная же часть ассигнований в науку формируется Минэкономразвития России, а внепрограммная — Минфином. В результате разрывается принцип единой технологической цепочки.

Сегодня слова «инновационная деятельность», «инновационная технология», «инновационная продукция» применяются повсеместно. Но основные показатели состояния «инновационности» экономики России весьма скромные. В частности, доля экспорта высокотехнологичной продукции в общем объеме экспорта составляет в России менее 3 % и примерно соответствует уровню Индии, тогда как в Китае этот показатель растет и приближается к 25 %, в Бразилии — более 5 %. Наиболее распространенным в мире и практически единственным относительно объективным индикатором уровня развития высокотехнологичных отраслей, применимым для сравнительного анализа, является показатель доли высокотехнологичной (наукоемкой) продукции в объеме продаж на мировом рынке. Такой показатель для современной России крайне низок и оценивается экспертами в пределах 0,3-0,8 %. Доля России в мировом обороте наукоемкой продукции в 15-20 раз ниже, чем, например, доля Китая, которая составляет 6 %. Конечно, за этим стоят и материально-техническое состояние технологической структуры, разрыв в технологическом развитии, состояние материально-технической базы предприятий, инертность процесса обновления технологического оборудования в наукоемких и высокотехнологичных отраслях. В то же время, за этим, по моим убеждениям, стоит и состояние правового обеспечения развития инновационного процесса, определяющее правоотношения между субъектами инновационной деятельности, между субъектами инновационной деятельности и государством.

Подготовкой нормативного правового обеспечения развития инновационной деятельности занимались во времена СССР (июньский пленум ЦК КПCC 1985 г.), в Верховном Совете РСФСР, в Госдуме и Совете Федерации. В 2000 году Президент РФ отклонил принятый Госдумой и одобренный Советом Федерации Федеральный закон «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике». Сегодня наметились три возможных сценария решения этого вопроса:

— подготовка рамочного федерального закона об инновационной деятельности;

— внесение изменений в Федеральный закон «О государственной научно-технической политике» в части обеспечения развития инновационной деятельности;

— внесение изменений в законодательство РФ по активизации развития инновационного процесса в Российской Федерации.

Какой сценарий выбрать — решат эксперты, но хочу обратить внимание на следующее. Внесение изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» в части правового обеспечения развития инновационной деятельности приведет к изменению предмета регулирования этим законом. Дело в том, что в инновационном процессе участвуют, кроме научных организаций и иные субъекты, а это значит, что в законе о науке и инновационной деятельности необходимо предусмотреть правила участия в формировании инновационной экономики хозяйствующих субъектов и иных участников инновационного процесса.

Реальное состояние следующее:

— федеральное законодательство «наполняется» законами, регулирующими создание территорий инновационного развития (законы «О статусе наукограда Российской Федерации», «Об особых экономических зонах»);

— формируются элементы инновационной инфраструктуры;

— система образования, научная сфера начинают реально участвовать в создании национальной инновационной системы;

— более чем в двадцати субъектах РФ приняты региональные законы, регулирующие инновационную деятельность. Это, как правило, региональные законы, устанавливающие правоотношения в инновационной деятельности;

— появились «лидирующие регионы», где инновационная экономика получает реальное воплощение.

Объекты интеллектуальной собственности и инновационная деятельность

Кодификация законодательства об охране интеллектуальной собственности, введение в действие четвертой части Гражданского кодекса РФ вызвали и вызывают всплеск внимания к этой области праворегулирования. Во многом это связано с особенностями имущественных прав объектов интеллектуальной собственности, спецификой правоотношений между участниками процесса создания результатов научно-технической деятельности (РНТД). Должен заметить, что совершенствование правового регулирования объектов интеллектуальной собственности является одним из важнейших направлений развития инновационной деятельности. Об этом говорит и международная практика. В частности, с проблемой пересмотра отношения к правовому регулированию РНТД США столкнулись в начале 70-х годов. К чести Конгресса США были приняты решения принципиально нового для того времени характера: расширены права организаций на РНТД, получение за счет государственных средств; созданы специальные структуры, оценивающие востребованность изобретений; университеты наделены правами выдачи патентов и т.д. Совокупность принятых мер оказала позитивное влияние на развитие инновационного процесса.

Перейти на страницу: 1 2 3

Другое по географии

Растениеводство - определение, территориальное размещение и структура, проблемы и перспективы
Сельское хозяйство является одной из важнейших отраслей экономики любого государства. Оно дает жизненно необходимую человеку продукцию: основные продукты питания и сырье для выработки предметов потребления. Сельское ...