Правовая основа развития научно-технической политики в россии и в Сибири

Конституцией Российской Федерации провозглашена свобода творчества в научной сфере, определены полномочия федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области науки[3].

Государственная научно-техническая политика - составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности; определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.

Законодательство в сфере государственной научно-технической политики состоит из Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.96 № 127-ФЗ (в ред. от 30.12.2001) и принимаемых в соответствии с ним законов и иных правовых актов РФ и субъектов РФ.

Федеральный закон регулирует отношения между субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и (или) научно-технической продукции (работ, услуг).

Основной целью государственной научно-технической политики является упрочение взаимосвязи науки и образования.

В целях эффективной реализации государственной научно-технической политики Указом Президента Российской Федерации от 8 ноября 2001 г. № 1301 образован Совет при Президенте Российской Федерации по науке и высоким технологиям, утверждены Положение о Совете и его состав.

Указом Президента Российской Федерации от 30 августа 2004 г. № 1131 Совет при Президенте Российской Федерации по науке и высоким технологиям преобразован в Совет при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию, утверждены Положение о Совете и его состав[4].

Решением представителей органов исполнительной власти ассоциации «Сибирское соглашение» создан Координационный совет по промышленной и научно-технической политике. Возглавляет совет Председатель Правительства Омской области, губернатор Омской области Л.К. Полежаев Координационный совет создан в 1992 году в целях эффективной координации работ по созданию условий для преодоления кризисных тенденций в промышленности, использования в полной мере потенциала научного и производственно-технического комплекса Сибири для достижения государственных интересов в производстве конкурентоспособной промышленной продукции, перехода на инновационный путь развития и широкого импортозамещения для обеспечения социально-экономического развития и национальной безопасности страны.

Основные задачи координационного совета:

проведение независимых экспертиз по вопросам промышленной политики и конверсии оборонной промышленности на территории Сибири;

организация работ на сибирских территориях по созданию нормативно-правовой базы для осуществления государственной политики, стимулирующей экономический рост в промышленности;

организация разработки и выполнения планов научно-технического развития промышленных предприятий Сибири при методической поддержке Минпромнауки России;

разработка плана мероприятий по формированию вертикально и горизонтально интегрированных структур в Сибири для производства высокотехнологичной конкурентоспособной продукции;

сближение производственного и финансового капитала[5].

В процессе совершенствования структуры Государственной Думы было признано целесообразным создать Комитет по науке и наукоемким технологиям. Возглавил его председатель Уральского отделения РАН академик В.А. Черешнев. В своем выступлении на совместном заседании Бюро совета по координации деятельности региональных отделений РАН и Комитета по науке и высоким технологиям Государственной Думы, Сыктывкар, 27 марта 2008 г. он сказал:

«Задачи комитета по науке и наукоемким технологиям. Комитет создан в целях решения конкретных задач и исполнения определенных функций. Из нашего Комитета не «ушло» образование, также как и из Комитета по образованию не «ушла» наука. Генерация и распространение знаний — процесс единый и неделимый. Поэтому речь идет о разделении сфер деятельности, о концентрации внимания каждого из структурных подразделений Государственной Думы на вполне конкретных направлениях деятельности. Вместе с Комитетом по образованию нам предстоит заниматься вопросами правового обеспечения вузовкой науки, развития процесса интеграции науки, образования и производства, правового обеспечения формирования национальной инновационной системы и рядом иных, не менее важных и требующих совместных согласованных решений.

Считаю необходимым обратить внимание еще на одну особенность нормативного правового обеспечения научно-технической деятельности. Чтобы было понятно, приведу лишь один пример. В конце 2006 года были внесены изменения в Закон о науке, предусматривающие новый порядок утверждения уставов государственных академий наук, финансирования фундаментальных исследований и ряд иных новаций. В процессе обсуждения законопроекта разработчикам неоднократно указывалось на необходимость правового обеспечения реализации законодательных новаций. Однако эти предложения научной общественности под различными предлогами игнорировались. В результате процесс утверждения уставов государственных академий превратился в многомесячные дебаты между министерствами и руководством академий, в процессе которых министерства пытались «отредактировать» уставы с учетом «ведомственных интересов». И этот процесс еще не завершен. До настоящего времени продолжаются острые дебаты по вопросам порядка финансирования фундаментальных исследований, выполняемых государственными академиями наук. Мы должны учитывать это обстоятельство и в процессе сопровождения законопроектов намерены требовать подготовки предложений по вопросам механизма реализации предлагаемых законодательных новаций.

Перейти на страницу: 1 2 3

Другое по географии

Эффективность деятельности предприятий санаторно курортного комплекса
Туризм является одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей экономики и за быстрые темпы он признан экономическим феноменом столетия. Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании валового вну ...