Расположение и административный состав

На северо-западе России, между Балтийским и Белым морями расположены Новгородская, Псковская, Ленинградская, Вологодская области и Республика Карелия. Эти северные российские земли, объединенные названием «Северо-Западный район», - важнейший регион спортивного и познавательного туризма, территория, обладающая богатыми возможностями для отдыха и оздоровления.

Административный центр Новгородской области – город Великий Новгород. Площадь области — шестая из семи областей Северо-Западного федерального округа — составляет 54 501 км². Протяжённость территории области с запада на восток — 385 км, а с севера на юг — 250 км. Новгородская область граничит с Псковской областью на западе, с Тверской областью на юге, с Ленинградской областью на севере и Вологодской областью на востоке. Постоянное население области на 1 января 2009 год — 645 986 жителей.

Псковская область имеет уникальное геополитическое положение: граничит с Ленинградской, Новгородской, Тверской, Смоленской областями, Белоруссией, а также с Европейским союзом - Эстонией и Латвией. Образована 23 августа 1944 года, 2 октября 1957 года в её состав вошла большая часть упразднённой Великолукской области. Ранее на территории на которой находится Псковская область существовал ряд административно-территориальных образований. В Псковской области более 3 тысяч озер, в том числе третье по величине в Европе — Псковско-Чудское озеро.

Ленинградская область образована в результате административно-территориальной реформы 1 августа 1927 года. Исторически ей предшествовала Ингерманландская (позже — Санкт-Петербургская, Петроградская, Ленинградская) губерния, образованная в 1708 году. Территория — 85 300 км², что составляет 0,5 % площади России. По этому показателю область занимает 39-е место в стране. С запада на восток область протянулась на 450 км, а наибольшая протяжённость с севера на юг составляет 320 км. Место нахождения высших органов государственной власти — город Санкт-Петербург (с 1924 по 1991 годы — Ленинград, отсюда название области).

Вологодская область образована в 1937 году, занимает территорию в 145, 7 тыс. кв.км – 1% территории России. Протяженность области с запада на восток – 650 км, с севера на юг – 385 км. Административно область разделена на 26 районов. В области насчитывается 15 городов, 14 поселков городского типа и около 7000 сел и деревень. Областной центр - город Вологда, основан в 1147 году. Крупнейший индустриальный центр области - город Череповец, основан в 1777 году. Общая численность населения области 1 млн. 324 тыс. (0,9% жителей России). Плотность населения – 9,3 чел. на кв. км, имеет значительные различия в силу неоднородности природно-экономических условий. Западная часть области заселена плотнее восточной с ее обширными таежными лесами. Половина жителей области сосредоточена в двух городах – Вологде (300 тыс. чел.) и Череповце (320 тыс. чел.) и соответственно основные производительные силы размещены здесь же. Уровень урбанизации - 67,6 %. Для сельского расселения области характерна мелкозаселенность, что затрудняет развитие сельского хозяйства. Трудовые ресурсы Вологодской области составляют 750 тыс.человек, экономически активное население – 650 тыс. человек. Большая их часть занята в материальном производстве, главным образом в отраслях обрабатывающей промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и на транспорте.

Республика Карелия обладает многообразным природно-ресурсным потенциалом. Площадь Карелии - 180,5 тыс. кв. км (1,06% территории РФ). Протяженность территории республики с севера на юг достигает 660 км. С запада на восток по широте г.Кеми протяженность составляет 424 км. На западе Карелия граничит с Финляндией, на юге - с Ленинградской и Вологодской областями, на севере - с Мурманской, на востоке - с Архангельской областью. На северо-востоке республика омывается Белым морем. Западная граница Карелии совпадает с государственной границей РФ и Финляндии и имеет протяженность в 723 км.

Другое по географии

Проблемы ДВФО и пути решения
Для транспорта на территории Дальнего Востока и Байкальского региона характерны такие проблемы текущего состояния и эксплуатации, как растущий сверхнормативный износ путей сообщения, сооружений и подвижного состава, дос ...