Основные топливно-энергетические проблемы Украины и пути их решения

Чтоб изменить эту катастрофическую ситуацию усилия целесообразно направить на разработку и осуществление важных шагов в таких стратегических направлениях.

Первое направление. Опреде­ление и закрепление законодательно национальных интересов и приоритетов: развитие газовой сферы на основе разработки и внедрения правительством программы радикальных мер по сокращению потребления газа до 2015 года( ПРМЕГУ-2015); эффективное использование собственных газовых ресурсов (в т.ч. на основе современных нормативных документов, потому что, например, действующее постановление Кабинета министров Украины №786 от 15 июля 1997 г. “О порядке нормирования удельных затрат топливно-энергетических ресурсов в общественном производстве” до сих пор разрешает применять временные расточительные, научно не обоснованные отраслевые методики нормирования затрат топливно-энергетических ресурсов). Приведение в соответствие с программами социально-экономического развития топливно-энергетических газовых балансов государства и его регионов; рыночное обеспечение эффективного и стабильного функционирования и развития газовой сферы, ее детенизация; активизация участия в международном разделении труда в газовой сфере, в создании современной энергокоммуникационной среды; превращение транзитного потенциала Украины в действующий стратегический ресурс.

Второе направление. Выявление, идентификация, учет или устранение внешних и внутренних вызовов и препятствий: проявление надлежащей политической воли к выработке и проведению самодостаточной, прозрачной энергетической политики; преодоление вызовов несовершенства и вредности посредничества в поставках и торговле газом; преодоление неготовности украинской системы газопользования конкурировать на рынке XXI века; ослабление угрозы политического давления на основе усовершенствования экономического сотрудничества; переосмысление энергетических возможностей Украины. Одним из серьезных вызовов является печальная участь НАК “Нафтогаз Украины”, которая была спровоцирована действиями предыдущего правительства и пути улучшения которой разрабатываются правительством Ю.Тимошенко.

Изучение и разумное использование международного опыта, улучшение диалога со странами—поставщиками газа, уменьшение барьеров на пути торговли и инвестиций, эффективное использование международных институтов в случае политического давления. Создание условий для невозможности дисбаланса между спросом и предложением газового ресурса. Реализация обеспечения экономического роста при уменьшении газопотребления. Политика газосбережения, сохранения и защиты окружающей среды.

Третье направление. Разработка основ и проведение самодостаточной, прозрачной и последовательной энергетической политики Украины. В отношении газовой сферы — модернизация системы газопользования и газовой инфраструктуры, стабилизация системы газообеспечения, укрепление энергетической безопасности государства, обеспечение охраны окружающей среды, сохранение и укрепление руководящей роли государства (через законодательство, систему регулирования деятельности естественных монополий). Государственное обеспечение эффективного использования и развития национальных достижений в газовой сфере, формирование современного понимания государственной функции управления структурой энергопользовани (СЭНП). Также государство должно сосредоточиться на макроэкономическом регулировании, стратегическом планировании, стимулировании экономических процессов на длительную перспективу, на системной гармонизации функционального, организационного и структурного развития СЭНП. Кроме того, государство обязано обеспечить реализацию законного статуса и эффективности работы формально существующего Национального агентства по обеспечению эффективного использования энергетических ресурсов, НАК “Нафтогаз Украины”, других ключевых ведомств.

Четвертое направление. Разработка и проведение активной политики экономических и рыночных реформ: внедрение энергоэффективной модели экономики; создание действенных механизмов государственного управления функциональным развитием топливно-энергетической сферы путем усовершенствования финансовой, ценовой, налоговой и таможенной политики; обеспечение прогнозируемости, эффективности и прозрачности рынка газа, демонополизация и детенизация рынка газа, легализация механизма расчетов и схем газоснабжения, предупреждение образования государственных долгов и их погашение передачей стратегических объектов; осуществление систематического государственного мониторинга рынка газа и его использование исходя из того, что наиболее эффективным регулятором системы “спрос—предложение” газа является контролируемый государством рыночный механизм; проведение эффективной ценовой политики и ценообразования, отказ от субсидирования потребителей социальной сферы за счет цены; проведение фискальной экономической политики по борьбе с расточительным и неэффективным использованием газа.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Другое по географии

Географические открытия и их роль в духовном и экономическом развитии Европы
Географические открытия, которые заслуживают определения большие, происходили на нашей планете во все исторические эпохи, с древности и до XX в. Но эпохой Великих географических открытий принято называть строго определе ...