Экономико-географическое положение.

Достоинства экономико-географического положения Урала определяются его положением на стыке европейской и азиатской частей России, а также Казахстана, обмениваясь с которыми сырьевыми ресурсами и готовой продукцией, Урал самым эффективным образом, с наименьшими затратами использует свой уникальный природно-ресурсный и накопленный мощный производственный потенциалы, а также квалифицированные трудовые ресурсы.

Через Урал проходят широтные магистрали (железно- и автодорожные, а также трубопроводные — нефти и газа), соединяющие восток и запад Российской Федерации. На территории самого Урала сформировались мощные грузообразующие центры — горнодобывающей промышленности, тяжелого машиностроения, нефтепереработки и нефтехимии, а также производства зерна в АПК. Меридиональные связи Урала направлены, в основном, на юг—в сторону Казахстана и остальной Центральной Азии. Оттуда район получает недостающее топливо (уголь, частично газ), в свою очередь обеспечивая их машинами и оборудованием.

Недостатки экономико-географического положения Урала — отсутствие прямых связей с Северным экономическим районом (железная дорога строится в настоящее время), через который открываются кратчайшие пути к морскому побережью Северного Ледовитого океана. Северный район способен также обеспечивать Урал качественными коксующими углями Печорского бассейна, необходимыми черной металлургии, а также бокситами и глиноземом.

Размещение Урала на горном водоразделе Волги и Оби делает экономически неприемлемым воднотранспортное соединение двух смежных речных бассейнов, каждый из которых имеет собственную судоходную инфраструктуру.

«Утяжеленная» структура промышленности района, с преобладанием отраслей тяжелой промышленности и горной добычи, в условиях высоких транспортных тарифов снижает конкурентоспособность этих отраслей, особенно на рынках дальнего зарубежья.

Другое по географии

Основные экологические проблемы городов мира
Экологические проблемы городов, главным образом наиболее крупных из них, связаны с чрезмерной концентрацией на сравнительно небольших территориях населения, транспорта и промышленных предприятий, с образованием ан ...