Основные типы уроков географии

При подготовке уроков обобщающего повторения учителю прежде всего важно определить, какое именно содержание темы (знания, умения и навыки, мировоззренческие идеи) подлежит обобщению. На уроках по начальному курсу географии, например, большое внимание следует уделить обобщению знаний о причинно-следственных связях между отдельными компонентами природы, географическими процессами и явлениями и отработке умений устанавливать эти связи.

Так, на уроке обобщающего повторения по теме «Суша и водная поверхность Земли. Распределение воды и суши по поверхности Земли» (VI класс) необходимо провести обобщение следующих связей: зависимость солености морей и океанов от стока речных вод и климата; зависимость температуры морской воды от климата, глубин и океанических течений; зависимость уровня грунтовых вод от количества атмосферных осадков, от расчлененности местности, от близости и полноводности рек и озер; зависимость направления и характера течения рек от рельефа; зависимость питания и режима рек от выпадающих осадков и от времени года их максимального выпадения; зависимость высоты снеговой линии от широты и высоты места. На этом уроке и понятия, и представления, и фактический материал должны закрепляться в связи с повторением и обобщением перечисленных причинно-следственных связей, изучаемых в данной теме.

Часто на уроках обобщающего повторения используют фронтальную эвристическую беседу, охватывающую основные теоретические вопросы темы, фронтальные письменные работы (например, географический диктант по контурной карте, графические работы на основе раздаточного дидактического материала и др.), устный индивидуальный опрос. Перспективной представляется постановка обобщающих вопросов на основе экранных пособий, учебных картин или работы с компьютерами. Учащиеся V-VIII классов с интересом воспринимают игровые приемы обучения: например, путешествие по карте, игру в географическое лото, узнавание объектов по географическому описанию или изображению и т.д.

Уроки обобщающего повторения – сравнительно новый тип уроков для школьной географии. Их разработка составляет одну из важных задач методической науки и обширную область деятельности творчески работающих учителей.

Перейти на страницу: 1 2 

Другое по географии

Характеристика Карагандинской области
К моменту обретения независимости Республика Казахстан Карагандинская область подошла с мощной производственно-технической базой. За период становления по уровню промышленного развития Центральный Казахстан занима ...