Основные типы уроков географии

В реальной практике обучения географии в современной общеобразовательной школе используются следующие основные типы уроков географии: 1) комбинированный урок; 2) урок изучения нового материала; 3) урок обобщающего повторения; 4) урок самостоятельных работ. При составлении тематического плана учителю необходимо предусмотреть уроки разных типов, что повышает эффективность обучения, позволяет в большей степени активизировать и разнообразить познавательную деятельность школьников.

1.Комбинированный урок по-прежнему остается господствующим в массовой практики общеобразовательных школ. Однако сегодня его традиционная структура (организационный момент-проверка знаний и умений – изучение нового материала – обобщение - задание на дом) претерпевает существенные изменения, заключающиеся прежде всего в том, что происходит сокращение времени на проверку знаний и умений учащихся и возрастает доля времени, выделяемого на изучение нового материала. С одной стороны, объясняется это повышением научно-теоретического уровня курсов школьной географии и, как следствие этого, усложнением учебного материала. С другой стороны, изучение нового материала все более широко ведется с применением самостоятельных работ учащихся, что сразу же позволяет учителю проверить уровень их знаний и умений.

2.На уроке изучения нового материала отсутствует проверка как отдельная структурная часть урока, практически все время отводится изучению новых знаний. Такой урок целесообразно проводить в тех случаях, когда усвоению подлежит сложный, объемный материал, например, «Рельеф Земли», «Климаты Земли», «Циклоны и антициклоны», «Речной сток и развитие речной долины» и т.д.

3.Урок самостоятельных работ нацелен на отработку умений, развитие самостоятельной познавательной деятельности учащихся, приобретение ими новых знаний в процессе выполнения работы с различными источниками географических знаний. Урок этого типа включает в себя обычно следующие структурные части: организацию учащихся для проведения самостоятельной работы (организационный момент), непосредственное выполнение самостоятельных работ, подведение итогов, задание на дом.

Организация учащихся для проведения самостоятельной работы предусматривает постановку перед ними цели данной работы и создание необходимой ориентировочной основы деятельности. Например, составить физико-географическую характеристику определенной территории. Чтобы добиться этой цели, выдвигают конкретные познавательные задачи: составить типовой план характеристики ПТК, отобрать необходимые источники информации, определить последовательность их использования. Если учащиеся затрудняются самостоятельно выбрать источники информации, учитель указывает их школьникам.

Логика выполнения самостоятельной работы включает в себя следующие основные компоненты:

1)выявление опорных знаний и умений учащихся, необходимых для проведения работы;

2) показ образца действий (если работа выполняется впервые);

3) самостоятельная работа учащихся;

4) подведение итогов работы.

Обязательным компонентов самостоятельной работы является подведение ее итогов. В этом плане нескольким школьникам учитель может предложить зачитать или устно изложить результаты своего труда. Часто работы обсуждают в процессе фронтальной беседы, при этом учащиеся делают дополнения и исправления в своих тетрадях. Учитель демонстрирует средства наглядности (диафильмы, географические картины, схематические рисунки на доске), зачитывает географические описания изучаемых объектов, явлений или территорий. В конце урока учитель берет для проверки работы школьников (выборочно или у всех учащихся класса).

4.Урок обобщающего повторения. Уроки обобщающего повторения предусмотрены школьной программы по всем курсам школьной географии. Их проводят в конце изучения большой темы или раздела программы. Цель урока обобщающего повторения состоит в систематизации, углублении теоретических знаний, в оказании помощи школьникам лучше осознать закономерности развития природы и общества, в содействии развитию географического мышления путем обобщения ранее полученных знаний и умений. В отличие от текущего повторения, на уроках обобщающего повторения учащиеся не только закрепляют имеющиеся у них знания, но и обязательно приобретают новые знания, умения и навыки в результате обобщения и переосмысления ранее полученных. Поэтому на уроках данного типа большую роль играют задания, направляющие школьников на применение знаний в новой учебной ситуации. Основное время на этих уроках отводится обсуждению обобщающих вопросов и самостоятельным работам.

Перейти на страницу: 1 2

Другое по географии

Федеративная республика Германия
Федеративная республика Германия расположена в Центральной Европе и граничит с девятью государствами - Данией, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Австрией, Швейцарией, Францией, Чехией и Польшей. На юге она ...