Особенности отдельных частей урока географии

Закрепление знаний и умений. Закрепление можно проводить либо в конце урока (итоговое закрепление), либо после изучения каждой смысловой части изучаемого материала (поэтапное закрепление). Итоговое закрепление проводится при изучении большого по объему, но не сложного по содержанию учебного материала. Поэтапное, наоборот, при изучении сложного материала, когда невозможно двигаться в изложении нового дальше, т.к. учитель не уверен и в усвоении большинством учащихся нового понятия или предыдущей порции материала, на знании которых будет строиться дальнейшее объяснение.

Если материал является трудным для восприятия учащимися, то можно использовать обычное воспроизведение знаний и умений самим учителем и в той последовательности, в какой он излагался при объяснении. При этом учитель всегда должен обращать внимание школьников на существенные стороны изученного материала.

Особенно ценными являются вопросы и задания, направленные на применение знаний в новых условиях, т.е. когда закрепление осуществляется посредством частично-поискового и исследовательского методов обучения.

Например, при закреплении материала по теме «Понятие об атмосфере» учитель выявляет знания учащихся посредством задавания следующих вопросов: 1. С каким слоем атмосферы связаны осадки? 2. Летчик поднялся на высоту 1 500 км. В каком слое атмосферы он находится? 3. Радиозонд поднялся на высоту 30 км. В какой слой атмосферы он поднялся? О каких изменениях температуры будет сигнализировать радиозонд?

Применение знаний и умений в новых условиях происходит и в том случае, если учитель дает задания, требующие использования полученных знаний для объяснения явлений природной и социальной действительности. Например, при закреплении темы «Климат Беларуси» (VIII класс) целесообразно предложить учащимся объяснить характер времен года, режим рек своей местности.

Закреплению нового материала помогает также прием сравнения. Например, сравнивая свойства разных типов воздушных масс, ветров, тектонических структур, природных зон и т.д., учащиеся лучше усваивают природные условия и особенности хозяйства разных территорий, совершенствуют умения работать с картами, текстом учебника, иллюстративным материалом, статистическими таблицами и др.

Задание на дом. Домашние задания можно классифицировать по различным критериям и основаниям: 1) по источникам знаний; 2) по охвату учащихся; 3) по длительности их выполнения и т.д.

Домашние задания по источникам знаний подразделяются на следующие группы:

-работа с учебником;

-работа с периодической печатью (например, составление докладов, расширенных планов, тематических стендов и др.);

-работа с дополнительной научно-популярной географической литературой (например, подготовка докладов, рефератов и сообщений);

-работа с контурной картой: составление комплексных или тематических карт при отсутствии подобных в атласе (например, карты отдельных государств с показом внешних экономических связей и др.);

-работа с учебными телепередачами по географии, использование материалов телепередач (например, «Клуб кинопутешественников», «В мире животных» и др.).

По охвату учащихся различают:

-задания одинакового содержания всему классу (например, выучить определенный параграф учебника, заполнить контурную карту, ответить на вопросы в конце текста параграфа и т.д.);

-индивидуальные задания с учетом требований дифференцированного подхода к успеваемости и интересам учащихся (например, подготовить доклады, сообщения, наглядный материал по определенной теме и т.д.);

-групповые задания (например, подготовить бригадный отчет о наблюдениях за изменениями высоты Солнца за последние 2-3 месяца, доклад и наглядные пособия по изучаемой стране или региону, оформление «дежурной карты» и т.д.).

По длительности выполнения задания бывают:

-долгосрочные (на 1-1,5 мес.): например, подготовить доклады и наглядные пособия по отдельным странам или регионам и т.п.;

-краткосрочные (к следующему уроку): например, выучить параграф учебника, заполнить таблицу, нанести географические объекты на географическую карту и т.п.).

Обращение к этим классификациям помогает учителю разнообразить домашнюю работу школьников, сделать ее более содержательной и интересной. На уроке надо предусмотреть специальное время на разъяснение домашнего задания, контролировать его запись в дневнике, инструктировать учащихся о методике его выполнения (например, как работать с учебником, картами атласа, контурными картами и т.д.).

Перейти на страницу: 1 2 3 4 

Другое по географии

Территориальная организация угольной промышленности РФ
Природно-ресурсный потенциал страны по территории размещается равномерно. Основные и наиболее перспективные источники природных богатств расположены преимущественно на востоке и севере России и удалены от освоенных райо ...