Особенности отдельных частей урока географии
Интерес к новой теме возникает и в тех случаях, когда объясняются причины явлений, о которых учащиеся уже слышали (землетрясения, извержения вулканов, цунами, гейзеры и др.), наблюдали (погода, атмосферные осадки, град, иней и т.д.), но не были знакомы с причинами их возникновения. Для пробуждения интереса учащихся важно показать им практическую значимость изучаемых явлений или процессов и их исследования. В этом плане школьникам могут быть заданы следующие вопросы: «Почему важно изучать погоду, климат, рельеф?». «Зачем надо знать экономическую специализацию регионов и отдельных стран?» «Каким образом природные условия местности учитываются при строительстве гидроэлектростанций, железных и автомобильных дорог, нефтепроводов?».
Эффективность изучения нового материала существенно повышается, если он расчленяется (квантуется) на смысловые части. Психологами установлено, что для усвоения знаний недостаточно просто воспринять их в общем виде, но надо произвести их смысловую группировку, выделить в этих знаниях логические связи и отношения, переконструировать знания, изложенные в учебнике в соответствии с особенностями индивидуальной познавательной деятельности. Разделив учебный материал на крупные смысловые части, учитель формулирует познавательные задачи для каждой такой части и сообщает их учащимся (или записывает их на доске). Иначе говоря, учащимся сообщается план урока, перед каждым пунктом этого плана ставится познавательная задача. Планирование изучения нового материала по логическим частям – одна из отличительных особенностей рациональной организации урока географии. Многие объекты и явления целесообразно изучать с помощью приема сравнения, являющегося «педагогической проекцией» сравнительного метода исследований в географической науке. Сравнение географических явлений или процессов можно проводить в форме заполнения таблицы.
Таблица 7
Сравнительная характеристика циклона и антициклона
Н/п |
План сравнения |
Циклон |
Антициклон |
1. |
Распределение Давления |
Низкое в центре и высокое по периферии |
Высокое в центре и низкое по периферии |
2. |
Движение воздуха по вертикали в центре и на периферии |
Восходящее в центре, нисходящее по периферии |
Нисходящее в центре, восходящее на периферии |
3. |
Направление движения ветра |
Против часовой стрелки |
По часовой стрелке |
4. |
Размеры в диаметре и высота по вертикали |
2 000-3 000 км, 2-4 км, максимальная 15-20 км |
По часовой стрелке |
5. |
Скорость движения |
20-40 км/час (700 км в сутки) |
30-40 км/час (до 700 км в сутки) |
6. |
Влияние на погоду |
Погода ветреная, изменчивая, преобладает облачная, дождливая погода летом и снегопады зимой |
Погода ясная, сухая, без ветра, жаркая летом, морозная зимой |
7. |
Районы распространения |
Северная половина Восточно-Европейской равнины (к северу от линии Кишинев-Харьков –Саратов-Екатеринбург). В азиатской части страны – на северо-западе Западной Сибири; на северо-востоке Дальнего Востока и на юге Средней Азии |
Южная половина Восточно-Европейской равнины; север Казахстана, большая часть Западной и Восточной Сибири. |
8. |
Господствующие типы климата |
Умеренно континентальный |
Континентальный и резко континентальный |
Другое по географии
Географические открытия и их роль в духовном и экономическом развитии Европы
Географические открытия, которые заслуживают
определения большие, происходили на нашей планете во все исторические эпохи, с
древности и до XX в. Но эпохой Великих географических открытий принято называть
строго определе ...