Особенности отдельных частей урока географии

Интерес к новой теме возникает и в тех случаях, когда объясняются причины явлений, о которых учащиеся уже слышали (землетрясения, извержения вулканов, цунами, гейзеры и др.), наблюдали (погода, атмосферные осадки, град, иней и т.д.), но не были знакомы с причинами их возникновения. Для пробуждения интереса учащихся важно показать им практическую значимость изучаемых явлений или процессов и их исследования. В этом плане школьникам могут быть заданы следующие вопросы: «Почему важно изучать погоду, климат, рельеф?». «Зачем надо знать экономическую специализацию регионов и отдельных стран?» «Каким образом природные условия местности учитываются при строительстве гидроэлектростанций, железных и автомобильных дорог, нефтепроводов?».

Эффективность изучения нового материала существенно повышается, если он расчленяется (квантуется) на смысловые части. Психологами установлено, что для усвоения знаний недостаточно просто воспринять их в общем виде, но надо произвести их смысловую группировку, выделить в этих знаниях логические связи и отношения, переконструировать знания, изложенные в учебнике в соответствии с особенностями индивидуальной познавательной деятельности. Разделив учебный материал на крупные смысловые части, учитель формулирует познавательные задачи для каждой такой части и сообщает их учащимся (или записывает их на доске). Иначе говоря, учащимся сообщается план урока, перед каждым пунктом этого плана ставится познавательная задача. Планирование изучения нового материала по логическим частям – одна из отличительных особенностей рациональной организации урока географии. Многие объекты и явления целесообразно изучать с помощью приема сравнения, являющегося «педагогической проекцией» сравнительного метода исследований в географической науке. Сравнение географических явлений или процессов можно проводить в форме заполнения таблицы.

Таблица 7

Сравнительная характеристика циклона и антициклона

Н/п

План сравнения

Циклон

Антициклон

1.

Распределение

Давления

Низкое в центре и высокое по периферии

Высокое в центре и низкое по периферии

2.

Движение воздуха по вертикали в центре и на периферии

Восходящее в центре, нисходящее по периферии

Нисходящее в центре, восходящее на периферии

3.

Направление движения ветра

Против часовой стрелки

По часовой стрелке

4.

Размеры в диаметре и высота по вертикали

2 000-3 000 км, 2-4 км,

максимальная 15-20 км

По часовой стрелке

5.

Скорость движения

20-40 км/час (700 км в сутки)

30-40 км/час (до 700 км в сутки)

6.

Влияние на погоду

Погода ветреная, изменчивая, преобладает облачная, дождливая погода летом и снегопады зимой

Погода ясная, сухая, без ветра, жаркая летом, морозная зимой

7.

Районы распространения

Северная половина Восточно-Европейской равнины (к северу от линии Кишинев-Харьков –Саратов-Екатеринбург).

В азиатской части страны – на северо-западе Западной Сибири; на северо-востоке Дальнего Востока и на юге Средней Азии

Южная половина Восточно-Европейской равнины; север Казахстана, большая часть Западной и Восточной Сибири.

8.

Господствующие типы климата

Умеренно континентальный

Континентальный и резко континентальный

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Другое по географии

Экологические последствия антропогенных изменений почв России
Почва — это особое природное образование, обладаю­щее рядом свойств, присущих живой и неживой природе. Почва — это та среда, где взаимодействует большая часть элементов биосферы: вода, воздух, живые организмы. По­чву мо ...