Особенности отдельных частей урока географии

Выбор форм проверки знаний и умений учащихся зависит от содержания проверяемых знаний. Так, проверка сложных теоретических вопросов осуществляется обычно при индивидуальном опросе. Фронтальный устный опрос планируется при проверке объемного, но не сложного материала, насыщенного фактами (например, географическое положение и береговая линия материков, размещение форм рельефа и полезных ископаемых и т.д.). Фронтальный письменный опрос проводится тогда, когда необходимо установить уровень усвоения всеми учениками одного-двух важных теоретических вопросов, служащих опорными при изучении нового материала. Наконец, уплотненный опрос целесообразно планировать в тех случаях, когда нужно проверить знания большого по объему учебного материала неоднородной сложности, умения учащихся работать с тем или иным средством обучения.

В методической науке и опыте учителей наряду с традиционными вопросами, требующими от ученика развернутого свободного ответа, все более широкое распространение получают задания типа тестов. Тесты составляются таким образом, что учащиеся, выполняя их, ограничиваются расстановкой цифр, подчеркиванием правильного ответа, заполнением пропущенных слов и т.п. Примером тестового задания является следующее: «Против названия каждой равнины поставьте цифру, обозначающую причину ее образования».

Таблица 6

ПРИМЕР ТЕСТОВОГО ЗАДАНИЯ

Н/п

Причины образования равнины

Равнины

Ответы

1.

Движение земной коры

Месопотамская

Низменность

2

2.

Речные наносы

Восточно-Европейская равнина

1

3.

Длительное разрушение и сглаживание гор под влиянием выветривания

Прикаспийская

Низменность

1

Индо-Гангская низменность

2

Равнины Казахстана

3

Тесты гарантируют точный подсчет числа верных и неверных ответов и тем самым обеспечивают объективность в оценке знаний и умений учащихся. К числу несомненных достоинств тестов относится и то, что с их помощью удается за короткий срок проверить большой объем учебного материала и охватить всех учащихся класса. Тесты экономят время учителя, затрачиваемое на проверку работ школьников, т.к. поддаются быстрой обработке. Вместе с тем тесты нельзя рассматривать как главную форму проверки, т.к. они не позволяют судить об умении учащихся самостоятельно строить развернутый ответ. Кроме того, составление тестов является для учителя очень трудоемким процессом, требует тщательного анализа учебного материла. В практике школы широко распространена проверка знаний и умений учащихся с помощью карточек.

Изучение нового материала. Общепризнанно, что новый учебный материал должен быть в основном усвоен на уроке. На изучение нового материала обычно уходит большая часть времени урока географии. Исключение составляют уроки обобщающего повторения, в ходе которых решаются некоторые другие образовательные и развивающие задачи.

В процессе изучения нового материала принципиально важную роль играют приемы активизации познавательной деятельности учащихся. Одним из эффективных является прием установления связей нового материала с ранее изученным. Так, в начальном курсе географии годовое движение Земли должно изучаться после темы «Времена года». Устанавливая логическую связь между этими темами, учитель говорит: «Итак, мы выяснили, что высота Солнца над горизонтом по временам года меняется. Почему высота Солнца не остается постоянной? Чтобы ответить на этот вопрос, нам сегодня предстоит познакомиться с годовым движением Земли вокруг Солнца». Другой прием состоит в том, что сами учащиеся должны объяснить, почему тему, объявленную учителем, следует изучать на данном уроке. Например, учитель предлагает учащимся объяснить, почему тему «Реки и озера Африки» (VII класс) можно рассматривать только после того, как рассмотрены рельеф и климат материка. Активизации познавательной деятельности учащихся способствует также постановка проблемы, предваряющей изучение нового материала.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Другое по географии

Природно-ресурсный потенциал мировой экономики
Современный этап развития мирового хозяйства отличается возрастающими масштабами потребления природных ресурсов, резким усложнением процесса взаимодействия природы и общества, интенсификацией и расширением сферы пр ...