Подготовка учителя к уроку географии

Определение целей урока. Цель урока – это заранее запланированный конечный результат, достигаемый под руководством учителя в обучении, воспитании и развитии школьников на данном уроке. Цели определяются на основе изучения соответствующей темы программы и учебника и, в свою очередь, оказывают большое влияние на разработку содержания, методов обучения и всего хода урока. Урок должен строиться таким образом, чтобы обеспечить достижение поставленных целей.

К формулировке целей урока предъявляются следующие основные требования:

1.Цели урока должны отвечать на вопросы: Какие знания должны быть усвоены учащимися на данном уроке (образовательная цель)? Какие умения и навыки будут у них сформированы (развивающая цель)? Каков вклад урока в воспитание учащихся (воспитательная цель)?

2.Цели должны быть сформулированы предельно точно, конкретно, с тем чтобы можно было учесть, насколько они реализованы на уроке, т.е. в них должно быть зафиксировано, какие именно знания и умения будут сформированы, в чем конкретно состоит воспитательная функция урока (например, формирование мировоззренческих идей, использование географических знаний для связи обучения с реальной жизнью, конкретный вклад урока в экологическое образование школьников, в их профориентацию, трудовое и нравственное воспитание и т.д.).

3.В целях необходимо указать, начинается ли на уроке формирование тех или иных знаний и умений или намечается их дальнейшее развитие, систематизация, совершенствование.

С учетом вышеприведенных требований цели урока по теме «Понятие об атмосфере» могут быть сформулированы следующим образом:

1.Сформулировать понятие об атмосфере, о ее строении, составе воздуха, дать знания о значении атмосферы, ее изучении и охране.

2.Продолжить формирование умения использовать иллюстрации учебника как источник новых знаний.

3.Развивать аналитико-синтезирующую умственную деятельность учащихся при заполнении таблицы «Сравнительная характеристика тропосферы и стратосферы».

4.Способствовать экологическому образованию школьников на основе знаний об охране тропосферы.

Определение содержания урока. Решение этой задачи облегчается тем, что учебный материал в учебниках разделен на темы, соответствующие одному уроку, и в самом тексте использованы разнообразные приемы организации и активизации познавательной деятельности учащихся. Большую помощь учителю в подготовке урока оказывает программа, где по каждому курсу географии дан перечень того, что именно учащиеся должны знать и уметь.

При определении содержания урока прежде всего выделяется его научное и мировоззренческое содержание. Чтобы избежать перегрузки урока второстепенной информацией, следует четко дифференцировать учебный материал на 1) основной, подлежащий обязательному усвоению, и 2) вспомогательный, который дается в ознакомительном плане с целью конкретизации существенных признаков понятий, формирования представлений. В большинстве случаев не весь материал учебника может быть объяснен на уроке из-за ограниченности времени, часть этого материала изучается учащимися самостоятельно в ходе выполнения домашних заданий. По мере перехода учащихся из класса в класс доля материала, изучаемого школьниками самостоятельно, должна непрерывно увеличиваться. Поэтому при подготовке к уроку учителю предстоит на основе внимательного ознакомления с программой и учебником решить, какие вопросы будут изучаться на уроке, а какие следует отнести на домашнее задание. При этом необходимо учитывать ранее полученную подготовку учащихся по географии и другим учебным предметам, отражать опорные знания в содержании урока.

Отобрав учебный материал к уроку, учитель продумывает логику его изложения, которая во многих случаях не совпадает с логикой в тексте учебника. Это имеет место, например, при использовании проблемного подхода к раскрытию темы или в том случае, если урок предполагается построить в плане сравнения нового для учащихся материала с ранее изученным.

Перейти на страницу: 1 2

Другое по географии

Демографическая политика в разных группах стран
История формирования демографии. История демографической науки долгое время была связана с развитием эмпирической формы познания, ограничиваясь сбором, обработкой и интерпретации данных о населении в соответствии с ...