Работа с основными средствами обучения географии

Во многих случаях статистические данные используются как самостоятельный источник географических знаний. Учебники географии IX-X классов содержат значительный материал для самостоятельной работы с цифрами. Цифровые показатели могут стать основой для создания проблемной ситуации, организации частично-поисковой и исследовательской деятельности школьников. Цифровые показатели могут иметь и подчиненное значение. Они используются при подтверждении выдвинутых учителем положений, иллюстрируют их.

Большое значение цифровых данных ставит перед каждым учителем актуальную задачу научить школьников различным приемам работы с ними. Однако сами эти приемы зависят от того, как представлены цифровые величины. Все показатели, применяемые в школьных курсах географии, можно представить тремя группами данных:

1) в виде одиночных (или не сгруппированных) цифр, преимущественно в абсолютных показателях (тоннах, километрах, киловатт-часах и т.д.);

2) цифровые величины, изображенные графически, с помощью диаграмм, графиков, картограмм и картодиаграмм;

3) в виде статистических таблиц разного содержания, в которых сгруппировано значительное количество показателей.

Работа с одиночными (не сгруппированными) величинами

Одиночные (не сгруппированные) показатели всегда нуждаются в осмыслении, а некоторые – в последующем произвольном запоминании. Однако в обучении географии требуется запоминать сравнительно немного цифровых величин. Осмыслению показателей в их абсолютном выражении помогает такой прием, как округление. Особенно целесообразно округление для цифр, которые следует запомнить. Учащимся в этом плане рекомендуется в своих ответах приводить, как правило, округленные данные, например, площадь Китая составляет почти 10 млн. кв. км., население Беларуси – 10 млн. чел.

Как правило, каждая сообщаемая на уроке цифра, должна быть прокомментирована. Один из приемов такого комментирования – конкретизация количественных представлений. Наиболее распространенный в школьной географии прием конкретизации – перевод расстояния на время, необходимого для преодоления на разных видах транспорта. Учащиеся нередко плохо представляют себе площадь изучаемых территорий. Это представление становится более конкретным и ясным, если площадь представить в виде линейных расстояний – с запада на восток или с севера на юг, а полученное расстояние перевести на время. Важный прием работы с цифровыми данными – сравнение. Оно позволяет не запоминать абсолютные данные, а устанавливать их примерное соотношение: например, площадь Великобритании несколько больше территории Беларуси, но в два раза меньше площади Франции. Учитывая необходимость конкретизации приводимых данных, их сравнения и оценки, на уроках географии используется относительно небольшое количество цифровых величин.

Работа с цифровыми величинами, изображенными графически

(диаграммы, графики)

Диаграмма – самый простой в школьных условиях способ наглядного изображения цифровых показателей. Диаграмма позволяет зрительно определить преобладание одного объекта или явления над другим. Однако школьники не всегда правильно понимают принципы построения диаграмм и графиков, а также они часто не владеют необходимыми умениями их читать. Этому учащихся надо специально обучать.

Приемы чтения диаграмм и графиков примерно одинаковы. Прежде всего выясняют, что именно изображено на диаграмме или графике, какое явление они отражают. Далее считывают цифровые показатели графических изображений. Путем их сопоставления по годам, отраслям, видам продукции и т.д. устанавливают, в каком направлении изменяются эти показатели. Сопоставление цифр завершается выводом о направлении развития явления. Завершают чтение графика или диаграммы объяснением причин изменения анализируемого природного или экономического явления.

Работа со статистическими таблицами

В учебниках географии IX-X класса широко представлены статистические таблицы. С помощью таблиц авторы ныне действующих учебников делают соответствующие выводы. Таблицы полнее отражают экономические процессы, сообщают значительно больше фактических сведений, чем диаграммы и графики. Именно поэтому научить школьников читать таблицы значительно труднее.

Общие правила работы со статистическими таблицами сводятся к следующему:

Перейти на страницу: 8 9 10 11 12 13 14

Другое по географии

Экономико географическая характеристика Юго-Западной Сибири
Данная работа представляет собой экономико-географическую характеристику Юго-Западной Сибири. Данный район выделяется, прежде всего, богатыми месторождениями каменного угля и железных руд; здесь также развиты черная и ц ...