Понятие о средствах обучения. классификация средств обучения географии

Средства обучения (или учебно-наглядные пособия и источники знаний) – это разнообразные материальные предметы и орудия, используемые в процессе обучения для решения поставленных образовательных, воспитательных и развивающих задач.

Средства обучения создаются с учетом целей географического образования, его содержания, а также современных требований к методам обучения географии. Они должны быть приспособлены к особенностям деятельности учащихся и учителя и содействовать наилучшему овладению знаниями и умениями при наименьшей затрате времени и энергии. Важнейшими функциями средств обучения являются: 1) активизация познавательной деятельности учащихся, 2) обеспечение наглядности в ходе усвоения знаний, 3) внесение разнообразия и новизны в учебный процесс,

Правильному использованию средств обучения помогает знакомство с их классификацией. В основу классификации средств обучения целесообразно положить принцип их группировки по способу изображения географических объектов и явлений, поскольку предметом школьной географии является изучение реальных предметов и явлений и пространственно-территориальных систем. Исходя их этого, все средства обучения географии могут быть подразделены на следующие четыре группы:

1.Натуральные объекты:

а) природные объекты и предметы хозяйственной деятельности, изучаемые в условиях класса (коллекции, гербарии и т.п.);

б)природные объекты и продукты хозяйственной деятельности в естественной среде, изучаемые на экскурсиях.

Эти средства обучения служат задачам образования непосредственных представлений об изучаемых предметах и явлениях, их свойствах, отношениях.

2.Изображение натуральных географических объектов и явлений:

а)модели объемные (модели форм земной поверхности, хозяйственных объектов и т.п.);

б)иллюстративные пособия плоскостные (настенные картины, рисунки, фотографии, портреты, диапозитивы, диафильмы, кинофильмы, кинофрагменты).

Средства обучения этой группы также способствуют образованию конкретных представлений и научных географических понятий о природных и хозяйственных объектах и явлениях.

3.Описание и изображение предметов и явлений условными средствами (слова, знаки, цифры):

а) вербальные (учебники, справочники, тетради на печатной основе, текстовые таблицы, хрестоматии);

б) картографические пособия (настенные, настольные и контурные карты, карты-схемы и т.д.);

в) графические схематические пособия (схемы структурные и классификационные, схемы связей и взаимосвязей природных и экономических объектов и явлений);

г) графические статистические пособия (графики, диаграммы, таблицы).

Средства обучения этой группы служат целям формирования географических представлений, раскрытию сущности и структуры объектов и явлений, особенностей их пространственно-территориального размещения; они помогают усвоению теоретических знаний.

4.Предметы для воспроизведения и анализа явлений природы:

а) приборы для проведения измерительных работ на местности;

б) приборы для определения количественных и качественных показателей явлений природы;

в) приборы для картометрических работ;

г) приборы для воспроизведения годового и суточного движения Земли (теллурий и др.).

Главные функции этой группы средств обучения – формирование умений и навыков пользования приборами, фиксации и обработки материалов, анализа разнообразных явлений природы и общества (93).

Другое по географии

Внешнеэкономические связи РФ. Место России в международном разделении труда
Внешнеэкономические связи - результат мирового разделения труда. В зависимости от функциональных признаков выделяются следующие основные формы, внешних экономических связей: внешняя торговля, научно-техническое сотрудни ...