Уровни усвоения знаний в обучении географии

Правильному отбору методов обучения географии, оценке характера познавательной деятельности учащихся и эффективности обучения в целом помогает обращение к уровням усвоения знаний. В таблице 2 показаны уровни усвоения знаний, которые приняты в методике обучения географии, а также методы обучения, ведущие к их достижению. Эта таблица может также служить средством самоконтроля и ориентировки для учителя при подготовке и оценке уроков географии.

Таблица 2

ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЕЙ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

н/н

Уровни усвоения знаний

Методы обучения географии

1.

I уровень – ученики усваивают и воспроизводят готовую информацию

Объяснительно-иллюстративный

2.

II уровень – ученики применяют знания и умения по образцу, в знакомой учебной ситуации

Репродуктивный

3.

III уровень – ученики творчески применяют знания и умения в новой учебной ситуации

Частично-поисковый и исследовательский

Эти уровни и соответствующие им методы обучения целесообразно различать на всех этапах обучения – при изучении нового материала, проверке, повторении, обобщении и закреплении знаний. Так, если проверка требует простого воспроизведения текста учебника или изложении учителя без существенного переконструирования знаний, то она может осуществляться с помощью объяснительно-иллюстративного метода и позволяет судить о достижении учениками первого уровня усвоения знаний. Если вопросы и задания направляют на применение знаний в знакомой ситуации, то проверка ведется посредством репродуктивного метода и дает сведения о достижении учащимися второго уровня. Постановка творческих заданий означает применение для проверки частично-поискового и исследовательского методов и позволяет сделать заключение о том, достигнут ли учениками третий уровень усвоения знаний.

Изучение реальной школьной практики показывает, что роль самостоятельной работы учащихся на уроках географии существенно возрастает, особенно в ходе изучения нового материала. Но все же пока еще творческие методы обучения не заняли должного места в учебном процессе. В ходе изучения практики выявляется связь между методами обучения и состоянием знаний и умений учащихся. В письменных проверочных работах школьники лучше всего, как правило, справляются с заданиями на воспроизведение текста учебника (I уровень); на втором месте оказываются задания, которые направлены на применение знаний по образцу (II уровень). Хуже всего обычно бывают выполнены проблемные задания ( III уровень). Отсюда следует вывод: учителю географии, особенно начинающему, надо обратить особое внимание на использование частично-поискового и исследовательского методов обучения, систематически оценивать и корректировать свою работу с учетом уровней усвоения знаний. Применение творческих методов и проблемное обучение следует рассматривать как элемент передового опыта в работе школьного учителя географии.

Другое по географии

Памятники природы занесенные в список ЮНЕСКО
С целью сохранения памятников природы, начиная со второй половины 19в. в разных районах земного шара стали создавать особо охраняемые природные территории (ООПТ). К 1975 г. в мире насчитывалось свыше 1350 различных особо ...