Самостоятельные работы в обучении географии

Репродуктивный, частично-поисковый и исследовательский методы обучения осуществляются посредством самостоятельных работ учащихся. В современной дидактике и методике обучения географии самостоятельная работа понимается как деятельность учащихся, выполняемая по заданию учителя без его непосредственной помощи. В число обязательных признаков самостоятельной работы входит наличие результатов познавательной деятельности в виде устных ответов, письменных, графических, картографических или других работ, а также получение учащимися новых знаний, совершенствование ранее усвоенных умений или овладение новыми способами деятельности.

В обучении географии используются задания для самостоятельной работы двух видов: типовые и проблемные (творческие). Первые соотносятся с репродуктивным методом обучения и характеризуются тем, что, выполняя их, школьники действуют в знакомой ситуации «по образцу». Проблемные или творческие задания используются в составе частично-поискового и исследовательского методов обучения, служат главным средством их осуществления. Эти задания требуют применения знаний и умений в новой учебной ситуации, самостоятельного поиска хода рассуждения. Типовые задания ведут к получению новых знаний и отработке, закреплению уже известных способов действий. Выполнение проблемных заданий предполагает не только нахождение новых знаний о природе и обществе, но и новых путей поиска этих знаний.

Практические работы, помещенные в программе, представляют собой задания для самостоятельной работы учащихся – типовые или творческие, в зависимости от того, как учитель вводит их в обучение. Понятия «практическая работа» и «самостоятельная работа» почти тождественны. Почти любая практическая работа может быть использована в процессе обучения в соответствии со всеми названными выше признаками самостоятельной работы.

Понятие о приемах обучения географии. Все методы обучения географии реализуются с помощью разных источников знаний. Работа с этими источниками образует приемы обучения в составе того или иного метода. Таким образом, в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся работа с картой, аудиовизуальными пособиями, картинами, цифровым материалом и другими источниками знаний служит приемом одного из методов обучения: объяснительно-иллюстративного, репродуктивного, проблемного изложения, частично-поискового или исследовательского.

Устное изложение учителя может быть либо приемом объяснительно-иллюстративного метода, либо же использоваться в качестве приема в проблемном изложении учебного материала. Катехизическая беседа, как правило, служит приемом объяснительно-иллюстративного метода, а эвристическая (сократовская) беседа относится к частично-поисковому методу обучения географии.

Другое по географии

Демографические проблемы России
Вряд ли кто-нибудь задумывается, что широко употребляемое слово «народонаселение» или его синоним «население» сначала возникли как научные понятия. Произошло это 1,5-2 века назад. Появление понятия «народонасел ...