Понятие о методе обучения. классификация методов обучения географии

Репродуктивный метод лежит в основе типологического подхода к обучению школьной географии (93).

Метод проблемного изложения

- метод, применяемый для того, чтобы показать школьникам образец доказательного решения той или иной глобальной, региональной или локальной проблемы, раскрыть сложный путь движения познающей мысли к истине. В обучении географии по типу проблемного изложения учитель формулирует проблему и в принципе сам ее решает, но при этом он показывает, демонстрирует школьникам логику решения проблемы, обращая при этом особое внимание на противоречия, имеющие место в ее развитии, становлении, преобразовании. Другими словами, учитель демонстрирует школьникам образец доказательного научного познания, раскрывает сложный, противоречивый путь искания оптимального решения. Деятельность учащихся при этом заключается в том, что они контролируют и осознают ход мысли учителя, следят за логикой и всем ходом научно обоснованного доказательства, усваивают основные этапы, ход и логику решения целостных проблем.

Проблемное изложение начинается с постановки учителем проблемного вопроса или задания. Например, «Какие изменения в природе могли бы наступить в случае реализации проекта по «переброске» части стока северных рек в Волгу и бессточный Арало-Каспийский бассейн? Какие экологические и экономические последствия могли бы произойти в природном комплексе Евразии в случае реализации данного проекта?» Решая подобные проблемы, школьники с помощью наводящих вопросов учителя и сообщаемой им дополнительной информации могут прийти к выводу о возникновении ряда крайне неблагоприятных для природы и человека последствий, которые могли бы наступить в случае реализации этого проекта (нарушение природного равновесия, изменение погодно-климатического режима, отчуждение значительных по площади сельскохозяйственных угодий, исчезновение многих редких видов животных и растений и др.).

Проблемное изложение может быть использовано при рассмотрении сложного процесса образования какого-либо компонента природы или природно-территориального комплекса. Так, приступая к характеристике рельефа Северной Америки, учитель формулирует проблему: «Формирование рельефа материка есть результат взаимодействия внутренних и внешних факторов»; строит свое изложение таким образом, чтобы доказать взаимосвязь эндогенных и экзогенных процессов в образовании современной природы Северной Америки. Содержание школьной географии открывает широкие возможности для проблемного изложения в связи с рассмотрением проблем и перспектив развития отдельных отраслей хозяйства, экономических районов и стран.

Важная сфера применения проблемного изложения – вопросы охраны и преобразования окружающей природной среды, которые рассматриваются на стыке гуманитарных и естественнонаучных знаний. В ряде случаев проблемное изложение целесообразно посвятить ознакомлению школьников с разными мнениями, существующими в географической науке: о глобальном изменении климата на Земле; о происхождении вечной мерзлоты; об отсутствии развитой древесной растительности в зоне тундр и т.д.

Частично-поисковый методнаправлен на поэтапное приобщение школьников к творческой деятельности и в реальной педагогической практике реализуются с помощью проблемных или творческих заданий, способ выполнения которых ученикам неизвестен. Именно это обстоятельство отличает творческие задания от типовых, решаемых преимущественно по репродуктивному типу. В обучении географии по частично-поисковому типу учитель разрабатывает задание и сообщает его школьникам. После этого он квантует, то есть расчленяет задание на несколько подзаданий, составляющих определенные этапы на пути его выполнения. Затем учитель организует деятельность школьников по решению проблемы, направляя каждый шаг школьников на пути ее исследования. Деятельность школьников при этом носит поисковый, творческий характер. Однако эта деятельность имеет не полностью самостоятельный, а лишь частично самостоятельный, частично-поисковый характер. В целом же познавательная деятельность школьников состоит в том, что они воспринимают и осмысливают задание в целом, уясняют его главную проблему, последовательно и поэтапно решают ее частные задачи и вопросы. Школьники, таким образом, конечно, осуществляют поисковую деятельность, хотя и не вполне самостоятельно. Отсюда и название метода - частично-поисковый.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Другое по географии

Развитие и размещение ведущих отраслей промышленности Центрального федерального округа
Центральный федеральный округ занимает центральную часть Восточно-Европейской равнины. Границы его проходят не только с федеральными округами России – Северо-Западным, Южным, Приволжским, но и с суверенными государствам ...