Основные компоненты содержания географического образования

Реализация всякой закономерности определяется совокупностью объективных факторов, но она также существенно зависит от наличия соответствующих условий, которые могут как благоприятствовать, так и препятствовать ее проявлению. Создание благоприятных условий для реализации той или иной закономерности обеспечивает переход следствий, вытекающих из закономерности, из сферы возможного в сферу действительного, реального. Рассмотренные положения составляют теоретический фундамент для раскрытия закономерностей, отраженных в школьных курсах географии.

В содержании географического образования раскрываются такие общие закономерности географической оболочки, как целостность, круговорот веществ, ритмичность, зональность, а также частные законы отдельных компонентов природы (например, климата, рельефа, почв, горных пород и т.д.). Эти же закономерности присущи любому природному комплексу, независимо от его ранга и уровня организации.

Изучение географических законов и закономерностей способствует формированию у учащихся научного географического мышления. Многие географические закономерности имеют не линейную (однозначную), а системную детерминацию, что накладывает специфику на процесс их изучения, вызывая при этом дополнительные сложности, но то же время - предоставляя новые возможности для формирования географического мышления. Это становится тем более очевидным, если учитывать тот отмечаемый психологами факт, что всякое мышление развивается из затруднения, то есть противоречия.

Осознание школьниками законов и закономерностей должно основываться на фундаменте знаний, ранее изученных ими в курсах школьных предметов. Например, такие общие географические закономерности, как целостность, ритмичность, географическая зональность и круговорот веществ в географической оболочке имеют принципиально важное значение для осознания школьниками сущности многих взаимодействий человека и общества с природой. Этот процесс не может быть ограничен рамками урочной деятельности, но должен предусматривать практическую деятельность учащихся в непосредственном природном окружении.

В основе формирования знаний о закономерностях лежит раскрытие причинно-следственных связей, имеющих место в природе и обществе. При этом важнейшим условием успешного формирования знаний о закономерностях является адекватное понимание школьниками содержания таких общенаучных категорий, как «причина» и «следствие». Раскрытие закономерностей лежит в основе формирования научной теории.

Теории

в философии рассматриваются как обобщения опыта общественно-производственной и научной деятельности людей, выражающие основные закономерности развития в той или иной области природы и общества. В школьных курсах географии теории представлены, например, теорией физико-географического районирования, теорией экономико-географического районирования, теорией энерго-производственных циклов и др.

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Представления (чувственные образы) - необходимый и весьма специфический компонент содержания географического образования, неразрывно связанный с научными понятиями, мировоззренческими идеями, законами и закономерностями, умениями и навыками, фактами, а также с опытом творческой деятельности. Представления имеют принципиально обобщенный, целостный, личностный, предметный характер.

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Другое по географии

География и социально-экономическое развитие Словакии
На протяжении последнего десятилетия в отечественной и мировой литературе активно обсуждается стремительный подъем народного хозяйства Словацкой Республики. Словакия является развитой индустриально-аграрной страной и по ...