Основные компоненты содержания географического образования

-знания о сущности природного равновесия;

-знания о правилах поведения и деятельности в окружающей среде и этических нормах отношения к природе и др.

НАУЧНЫЕ ПОНЯТИЯ

Понятие - основная «единица» знания - в современной философской и психолого-педагогической литературе чаще всего рассматривается, во-первых, как основная «единица» знания, во-вторых, как совокупность мыслей (суждений) об объекте, в-третьих, как специфическая форма мышления (18,19), в-четвертых, как обобщенное теоретическое отражение действительности (18,19,32,78,95). Формирование у учащихся системы научных понятий является центральной задачей школьного географического образования (22,92,93).

В общей психологии принято различать следующие типы понятий:

1)житейские (донаучные, спонтанные) понятия, образующиеся по некоторым внешним признакам объектов и вне специального обучения;

2)научные понятия, формирующиеся только в процессах специально организованного систематического обучения и по своим специфическим законам.

Кроме этих двух основных типов, в психологии также говорится и о таких понятиях, которые уже перестали быть сугубо житейскими, но еще не приобрели всех основных свойств собственно научных понятий (20).

Основная функция понятий в процессе формирования у школьников географического мышления состоит в открытии новых сторон познаваемого объекта, в более полном раскрытии его сущностных свойств и частных характеристик. Действительно, не научившись грамотно оперировать понятиями, нельзя правильно провести ни одну мыслительную операцию, просто невозможно ни правильно поставить какой-либо вопрос, ни правильно на него ответить; невозможно также ни логично рассуждать, ни объяснять окружающие явления природы и общества (32,33). Понятия выполняют настолько важные функции в человеческом мышлении, что некоторые психологи рассматривают сам процесс мышления как «понятие в действии» (21,22), как процесс оперирования понятиями (32,33).

С помощью понятий (как научных, так и житейских) человек получает возможность успешно ориентироваться в окружающем его внешнем мире. Понятия связываются друг с другом в речи, помогая человеку формулировать правила и законы, которые, в свою очередь, позволяют давать грамотные объяснения, выдвигать гипотезы, предсказывать будущее (95). Понятие вообще и научное понятие в частности представляет собой идеальный вид моделей, образование которых позволяет обнаружить в познаваемом объекте, процессе или явлении такие качества, свойства и отношения, которые обычно ненаблюдаемы и невыявляемы при непосредственном оперировании и практическом взаимодействии с данным объектом, процессом или явлением. Раскрытие опосредованного бытия вещей и их всеобщности есть переход к теоретическому воспроизведению действительности, то есть переход к собственно теоретическому мышлению (32).

Основными умственными действиями и операциями, приводящими к образованию понятий, являются: сравнение, анализ, разграничение, синтез, классификация, отвлечение (абстрагирование), обобщение. Все эти действия и операции должны сознательно «закладываться» в содержание географического образования.

Общие и единичные понятия в содержании географического содержания.

В методике обучения географии выделяются 1) общие и 2) единичные научные географические понятия.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Другое по географии

География лесопромышленного комплекса России
Россия – крупнейшая лесопромышленная страна мира. По состоянию на 1 января 2001 г. в Российской Федерации пло­щадь, покрытая лесом, занимает 771 109 тыс. га, что составляет 45,2% всей территории страны. Общий запас древе ...