Основные компоненты содержания географического образования

С психологической точки зрения идея есть динамическая смысловая система, представляющая собой единство аффективных и интеллектуальных процессов. Во всякой идее содержится в переработанном виде аффективное отношение человека к окружающей его действительности, представленной и обобщенной в этой идее. Данное обстоятельство позволяет раскрыть прямое движение от потребности побуждений человека к известному направлению его мышления и обратное движение от динамики мысли к динамике поведения и конкретной деятельности личности (22,т.2,с.22).

Воспитательная ценность идей заключается в возможности отразить в них тот идеал, например, отношения личности к природе, который пока еще не стал повседневным явлениям. Такой подход способствует превращению идей в глубокие личностные убеждения школьников. Ведь идеи, окружающие ученика и находящиеся в начале его созревания вне его, постепенно становятся его внутренним достоянием, неотъемлемой частью личности и мировоззрения ребенка (22,т.4,с.33).

Основными мировоззренческими идеями, конструирующими содержание современного географического образования, являются:

-целостность природы;

-единство человека и природы;

-развитие и единство природы в сфере жизни;

-взаимосвязь истории природы и общества;

-изменение природы в процессе деятельности человека;

-зависимость здоровья человека от состояния окружающей природной среды;

-необходимость оптимизации взаимодействия в системе «человек-общество-производство-природа».

Вокруг круг этих идей можно сгруппировать большую часть понятий, фактов и представлений и тем самым преодолеть некоторый разрыв между естественнонаучным и гуманитарным компонентами школьной географии, создать необходимые условия для осуществления подлинной междисциплинарности географического образования.

Указанные идеи не исчерпывают всего содержания современного географического образования школьников. Перспективными представляется отражение в школьной географии следующих идей:

-биосфера является принципиально целостным образованием;

-отношение человека к природе имеет культурно-историческую обусловленность;

-международное сотрудничество есть важнейшее условие сохранения пригодной для жизни окружающей природной среды;

-улучшение качества окружающей среды, защита здоровья человека и поддержание природного равновесия - долг каждого гражданина планеты Земля;

-благоразумное и рациональное использование природных ресурсов - объективная необходимость и обязанность каждого человека;

-загрязнение природной среды есть глобальная международная проблема, дело чрезвычайной важности для всего человечества;

-мир, дружба и солидарность между народами - условия устойчивого развития планеты Земля;

-географическая оболочка - среда обитания человеческого общества и всех живых существ;

-все объективные законы природы принципиально познаваемы;

-конкретная природная и социальная среда есть результат сочетания нескольких факторов на одной и той же территории.

Идеи географического образования соотносятся также с проблемами прав человека, с правом всех живых существ иметь чистую воду и здоровый воздух, с правом людей жить в свободном и мирном сообществе, иметь дружеские отношения с народам разных стран.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Другое по географии

Сравнительная экономико географическая характеристика населения С
На протяжении всей истории человечества численность населения росла очень медленно. Ускорение роста численности наступило в период новой истории, особенно в XX в. В настоящее время годовой прирост населения составляет о ...