Основные компоненты содержания географического образования

Поскольку умения – это способы деятельности, то их целесообразно группировать в зависимости от учебных задач, при решении которых они применяются. Это позволяет различать умения составлять описания объектов природы; давать характеристики компонентов природы и природно-территориальных комплексов, предприятия, отрасли хозяйства, экономического района, территориально- производственного комплекса; применять общие физико- и экономико-географические понятия при рассмотрении конкретных объектов, явлений и процессов; устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать географические объекты и явления; вести наблюдения в природе; изучать предприятие и т.д. Использование умений обычно опирается на работу с одним или несколькими средствами обучения географии (или источниками географических знаний): картами, цифровым материалом, графиками, диаграммами, географическим текстом, картинами, экранными пособиями и т.д. используя умения, школьники применяют разнообразные мыслительные операции – анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, сравнение, что способствует развитию у них основ географического мышления.

Рассмотренные нами компоненты содержания географического образования обеспечивают в результате своего сложного взаимодействия становление и развитие у школьников основ географического мышления. Знание основных закономерностей развития межпредметно-географических идей, научных географических понятий, представлений, умений, навыков и др. есть чрезвычайно важное условие эффективности географического образования.

Действительно, современные педагоги и психологи достаточно неплохо знают о том, как происходит процесс развития мировоззренческих идей, понятий, представлений, фактов, умений и навыков, но слишком мало говорят о том, как эти компоненты объединяются друг с другом и формируют в сознании и мышлении личности значимые психологические структуры. Для географического образования очень важны эффективные методики формирования понятий, представлений, умений и навыков, но все же главная задача психологии географического образования состоит в развитии у учащихся некоторых целостных психологических структур, представляющих собой нечто большее и нечто принципиально более значимое, чем простая сумма отдельных идей, понятий, представлений, фактов, умений и навыков. Именно поэтому для теории и практики географического образования нужны новые системные теории, объясняющие механизмы психологического взаимодействия и обобщения всех основных компонентов содержания образования в целостном процессе формирования у личности основ географического мышления.

Перейти на страницу: 7 8 9 10 11 12 

Другое по географии

География лесопромышленного комплекса России
Россия – крупнейшая лесопромышленная страна мира. По состоянию на 1 января 2001 г. в Российской Федерации пло­щадь, покрытая лесом, занимает 771 109 тыс. га, что составляет 45,2% всей территории страны. Общий запас древе ...