Основные компоненты содержания географического образования

Для формирования и развития умений и навыков важное значение имеет специально подобранная система учебных упражнений. Однако упражнение и повторение само по себе не совершенствует и не развивает навыков. Без постоянного стремления личности повышать качество выполняемой деятельности, без ее постоянного желания работать все лучше и лучше вообще не может быть успешного упражнения (8). Таким образом, в формировании навыка принципиально важную роль имеет соответствующая мотивация.

Развитие навыка должно предусматривать постановку новой, более сложной и продвинутой цели, обязательно вынесенной за пределы обобщаемых навыков. Только такое вынесение цели за пределы действия обеспечивает его полную автоматизацию и делает его способом выполнения нового действия, соответствующего новой цели (8,44,45).

В психологии обучения принято различать общеучебные и специальные (специфические) умения и навыки.

К общеучебным относятся те, которые используются в обучении практически всем учебным предметам и во всех видах и формах учебной деятельности: например, слушание, чтение, планирование и постановка целей, повторение, подготовка к контрольным работам и экзаменам и др; к специальным - лишь те, которые формируются в процессе изучения тех или иных отдельных учебных предметов или же в определенных, специфических видах деятельности. Успешное формирование специальных (специфических) умений и навыков может осуществляться только на основе общеучебных умений и навыков (121). И только на основе общеучебных умений и навыков может строиться эффективный процесс формирования специфических для географии умений и навыков.

Содержание географического образования должно обеспечивать формирование следующих специфических умений и навыков:

-воспринимать природную среду в ее экономических, этических, эстетических и других аспектах;

-определять объекты и явления в природной и социальной среде;

-ориентироваться по природным объектам, карте и плану местности;

-работать с географической картой и планом местности;

-оценивать изменение состояния окружающей природной среды под воздействием антропогенного фактора;

-прогнозировать возможные изменения в окружающей природной среде в результате осуществления того или иного действия или поступка;

-определять степень загрязнения окружающей среды, деградации и истощения почв и растительных сообществ;

-распознавать местные экологические проблемы, намечать пути их решения;

-применять необходимые исследовательские методы для решения доступных локальных проблем, организовывать наблюдения, проводить эксперимент, осуществлять поиск литературных источников, выявлять и анализировать уже проведенные исследования по изучаемой проблеме и т.д.).;

-выдвигать гипотезы, намечать пути их доказательства, интерпретировать полученные результаты, формулировать выводы;

-искать факты, необходимые для решения исследуемой проблемы, находить корреляцию между фактами и событиями, объяснять причинно-следственные зависимости между ними;

-регистрировать полученные результаты или «выводы» в ясной, понятной и доступной для других исследователей форме (например, в графической, письменной или аудиовизуальной форме);

-соблюдать правила поведения в природе, в том числе правила сбора грибов, ягод, дикорастущих лекарственных растений и др.

Перейти на страницу: 6 7 8 9 10 11 12

Другое по географии

Памятники природы занесенные в список ЮНЕСКО
С целью сохранения памятников природы, начиная со второй половины 19в. в разных районах земного шара стали создавать особо охраняемые природные территории (ООПТ). К 1975 г. в мире насчитывалось свыше 1350 различных особо ...