Состояние школьной географии и развитие методической мысли в XIX в.

Д.Д.Семенов также написал учебник «Уроки географии » в трех частях (1860-1867 гг.), в котором впервые был реализован родиноведческий принцип (в современной педагогической литературе – краеведческий принцип), обеспечивающий изучение первоначальной географии не столько по книгам и картам, сколько путем непосредственных наблюдений. Д.Д.Семенов сделал также попытку систематически изложить методику преподавания географии.

Однако, несмотря на прогрессивный и новаторский характер идей и опыта Семенова, в известной мере оказавших влияние на педагогическую мысль передовых учителей, преподавание географии в массовой школьной практике оставалось прежним, номенклатурно-описательным. Большинство учителей географии, плохо подготовленных к преподаванию этого предмета (учителей географии в то время специально не готовили), основное место на уроках и в домашних заданиях отводило зубрежке и механическому запоминанию как можно большего количества фактов и названий, заучиванию содержания карт, вычерчиванию карт и чертежей местности по памяти – приема, продержавшегося до конца XIX в. (92,93).

Такому схоластическому обучению во многом способствовали и применявшиеся в школе учебники. В качестве примера можно назвать типично «номенклатурные» учебники К.Смирнова. Основное их содержание – перечни географических названий. Язык учебников этого автора был сухим и трудным для детей. В учебнике для II класса, например, не было ни одной иллюстрации, ни одного вопроса или задания к тексту. Такие же, хотя и не сколько перегруженными, были учебники Линберга. Так, в его «кратком» учебнике географии Европы насчитывалось около 1000 названий, большую часть которых можно было бы изъять без всякого ущерба. В результате – образовательное значение школьной географии было незначительным, а ее изучение слабо влияло на общее и интеллектуальное развитие детей.

Перейти на страницу: 1 2 

Другое по географии

Развитие транспорта Западно-Сибирского экономического района
На сегодняшний день российская экономика находится в глубоком кризисе, и одной из важнейших задач ее является интеграция в мировую экономическую систему, основу которой составляют глобальные рынки товаров и услуг, котор ...