Состояние школьной географии и развитие методической мысли в XIX в.

Развитие географического образования привело к тому, что в начале XIX в. география преподавалась во всех средних учебных заведениях Российского государства. В гимназиях ее изучали с III по VIII класс (всего – 14 часов в неделю). Вначале рассматривались сложные и трудные для детей вопросы математической и всеобщей географии. Здесь сообщались общие сведения о Земле, давалось описание отдельных стран мира. Затем учащиеся переходили к изучению отечественной географии, завершая рассмотрение предмета курсами всеобщей и российской статистики.

В связи с развитием капиталистических товарно-денежных отношений в это время существенно возрастает интерес к экономико-географическим сведениям, главным образом статистического и описательного характера. Постепенно курсы статистики становятся составной частью школьного географического образования. В целом их введение положительно сказалось на качестве географической подготовки школьников. Учебники Е.Ф.Зябловского, К.А.Арсеньева и других авторов включали в себя не только физико-географические, но и экономико-географические сведения.

Однако период подъема географического образования с стране оказался непродолжительным. Во второй половине XIX века, т.е. в годы николаевской реакции, положение географии в школе значительно ухудшилось. В эти годы в школах было введено изучение классических языков, в результате чего изучение географии было передвинуто в I класс, а курс статистики был вообще изъят из школьного плана. Объем учебного материала по географии в целом оказался заметно сокращенным. Более того, этот материал приобрел перечислительный, описательный и фактологический характер, усвоение которого требовало не столько понимания, сколько запоминания и зубрежки. По оценкам специалистов, география становится предметов скучным, трудным и непривлекательным для детей. Такое состояние школьной географии сохранялось довольно продолжительное время, до конца XIX в. Передовые люди России подвергали резкой критике тогдашнее состояние школьной географии и требовали повышения ее роли в образовании и воспитании детей. Например, Н.В.Гоголь называл географию того времени «безжизненным, сухим скелетом» и вместе с тем отмечал ее большое воспитательное значение» (93).

Значительное влияние на развитие методики преподавания географии оказал К.Д.Ушинский (1824-1871 гг.), русский педагог-демократ, основоположник научной педагогики в России. Основой его педагогической системы были требование демократизации народного образования, идея народности воспитания, протест против школьного деспотизма и признание деятельностной сущности человека и труда как фактора жизни и воспитания. Разрабатывая основополагающую идею своей педагогической системы – идею народности, К.Д.Ушинский отводил школьной географии роль важнейшего в воспитательном отношении предмета. Он резко критиковал состояние преподавания географии в общеобразовательных школах, которое ему было хорошо известно. Он отмечал, что «из всех наук география пользуется в нашем отечестве самым меньшим почетом» и «что касается собственно до русской географии, то мы не имеем по этому предмету ни одного сносного учебника" » (93).

К.Д.Ушинский выдвинул ряд важных в методических принципов преподавания географии, не потерявших свою значимость и до настоящего времени. Среди них - принцип изучения географии от известного к неизвестному. В написанной им книге «Детский мир» (1861 г.) главные объекты изучения – родной край и страна в целом. Вторым важнейшим принципом в изучении географического материала, по Ушинскому, является принцип наглядности. Для его осуществления он рекомендовал изучать окружающую природу, опираться на различные средства наглядности. В дидактике Ушинский утвердил идею воспитывающего обучения, разработал принципы отбора содержания учебного материала и методы обучения применительно к особенностям умственного развития ребенка. Основные дидактические идеи Ушинского отражены в его фундаментальном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (1868-1869 гг.) и других педагогических работах.

Прогрессивные идеи К.Д.Ушинского были восприняты его многочисленными учениками и последователями, одним из которых был Д.Д.Семенов. По мнению Семенова, обучение географии должно быть наглядным, систематическим и последовательным. В первоначальном обучении географии надо идти от известного к менее известному, от ближайшего к отдаленному, делать упор на различные виды самостоятельной деятельности школьников. В своей непосредственной педагогической практике Семенов применял такие виды самостоятельной работы, как вычерчивание различных карт и чертежей местности, изготовление рельефных карт и др.

Перейти на страницу: 1 2

Другое по географии

Мировая продовольственная проблема
На пороге третьего тысячелетия мировое сообщество старается уделять особое внимание нерешенным задачам, среди которых немаловажное место принадлежит мировой продовольственной проблеме. Продовольственная проблема роди ...